Имущественные отношения связанные с землей

Земельные отношения (понятие и особенности). Земельные правоотношения, их классификация

Имущественные отношения связанные с землей

Общественные отношения — это многообразные связи, возникающие между индивидуумами, социальными группами, классами, нациями (а также внутри них) в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Земля становится объектом земельных отношений (как разновидности общественных отношений) не из-за того, что она — объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие ее использования людьми, присвоения продуктов земли и использования ее полезных свойств. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений.

Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

Особенности земельных отношений:

    1. непосредственно связаны с объективными закономерностями развития человеческого общества и общественного производства;
    2. являются особым видом имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли;
    3. являются сложными, комплексными отношениями, при этом регулирование их осуществляется нормами как земельного, так и гражданского, административного, экологического и иных отраслей законодательства.

 Земельные правоотношения

Земельные правоотношения – это урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи), ис­пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами. 

Ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ дает легальное определение земельных отношений:

    • отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

 Элементы земельных правоотношений:

    1. субъекты правоотношения;
    2. объект правоотношения;
    3. содержание правоотношения (субъективные права и обязанности).

Субъекты земельных правоотношений – это участники земельных отношений, состав которых определен ст. 5 ЗК РФ и к которым относятся:

    • граждане,
    • юридические лица,
    • Российская Федерация,
    • субъекты Российской Федерации,
    • муниципальные образования.

Вышеуказанные субъекты могут выступать в роли:

    1. собственников земельных участков;
    2. землепользователей – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
    3. землевладельцев – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
    4. арендаторов земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
    5. обладателей сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

В соответствии со ст. ст.

124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований – органы местного самоуправления.

Объектами земельных отношений являются (ст. 6 ЗК РФ)

    • земля как природный объект и природный ресурс;
    • земельные участки;
    • части земельных участков.

земельных правоотношений – корреспондирующие права и обязан­ности их участников (совершающих свои действия в точном соответ­ствии с нормами права).

В настоящее время с введени­ем института частной собственности на землю и платного землеполь­зования земельные отношения приобрели новое содержа­ние, поскольку они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Классификация земельных правоотношений:

1) по основным институтам земельного права:

  • собственности на землю;
  • землепользования;
  • государственного земельного управления;
  • в области охраны земель;
  • юридической ответственности.

Правоотношения собственности имеют место в случаях установления той или иной формы собственности на земельный участок.

Они возникают при приватизации государственных или муниципальных земель, при купле-продаже или иных сделках, связанных с отчуждением земель, при конфискации, реквизиции земель.

Правоотношения собственности на землю занимают основополагающее место, так как во многих случаях определяют содержание других видов правоотношений.

Правоотношения землепользования являются составной частью правоотношений собственности, поэтому для собственника они возникают одновременно с отношениями собственности и не требуют для этого особых дополнительных оснований.

Одновременно правоотношения землепользования могут выделяться из правоотношений собственности и приобретать самостоятельное значение в силу того, что не во всех случаях собственник сам использует свой земельный участок, а заинтересован в передаче прав пользования другим лицам.

В этом случае между собственником и таким заинтересованным лицом возникают правоотношения землепользования, в рамках которых обе стороны принимают на себя взаимные права и обязанности.

Для возникновения правоотношений землепользования требуются дополнительные фактические и юридические условия, закрепляющие такие взаимные права и обязанности.

Правоотношения землепользования можно подвергнуть более детальной классификации.

Так, в зависимости от категории земель правоотношения землепользования можно разделить на правоотношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного и водного фондов, земель запаса. По условиям возникновения права землепользования можно выделить правоотношения общего и специального землепользования, по времени реализации – правоотношения срочного и бессрочного землепользования.

Правоотношения государственного земельного управления имеют место в случаях, когда государственные и местные органы (если им делегированы государственные полномочия) выполняют возложенные на них функции управления.

Они включают предоставление земель в собственность либо пользование с выдачей и регистрацией необходимых документов, учет земель и ведение земельного кадастра, землеустройство и лицензирование землеустроительных работ, контроль за использованием и охраной земель и привлечение нарушителей к юридической ответственности.

Правоотношения в области охраны земель охватывают общественные отношения, урегулированные теми нормами земельного права, которые нацелены на сохранение полезного потенциала земли как основы хозяйственной деятельности и элемента окружающей природной среды. Их содержание составляют права и обязанности собственников и пользователей по охране земель, включая мероприятия по мелиорации, рекультивации земель, консервации земель и восстановительные мероприятия на загрязненных и деградированных землях.

Правоотношения юридической ответственности возникают при нарушении норм земельного права, субъективных прав и обязанностей собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земель.

Данные правоотношения в отличие от других, упомянутых выше, реализуются на основании норм как земельного, так и иных отраслей права.

Соответственно структуре этих отраслей можно выделить правоотношения уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной ответственности.

В реальных ситуациях земельные правоотношения проявляются как сложное сочетание различных видов.

Скажем, ведение фермерского хозяйства на земельном участке реализуется через правоотношения собственности, когда для этих целей приобретается земельный участок; через правоотношения государственного управления, когда государственные органы контролируют состояние земельного участка или проводят учетные действия, правоотношения охраны земель, когда фермеры проводят мелиоративные мероприятия, и т.д.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/zemelnie-otnosheniya-ponyatie-i-osobennosti--zemelnie-pravootnosheniya-ich-klassifikatsiya

Принципы регулирования земельно-имущественных отношений

Имущественные отношения связанные с землей

Данное понятие вошло в современный обиход не так давно и включает в себя 2 аспекта:

  • общественную сферу жизни, связанную с имущественной стороной земли, которая включает в себя операции с наделами, регулируемые государством;
  • профессия, представители которой выступают специалистами в вопросах операций с наделами и иной недвижимостью, решают технические и юридические вопросы подобных сделок.

Специалист по земельно-имущественным отношениям должен:

  • разбираться в основах земельного рынка: уметь проводить оценку, переоценку, учёт земли и пр.;
  • владеть навыками ведения топографической съемки, установления границ, составления экспертных отчётов и т.д.;
  • ориентироваться в законодательной базе;
  • знать виды ценных бумаг;
  • быть знаком со спецификой проведения процедуры приватизации и т.д.

Таким образом, это понятие является комплексным и сочетает в себе разные направления.

Законодательная база

Земельно-имущественные отношения объединяют две отрасли права: земельное и имущественное. При этом два кодекса определяют землю по-разному:

  • Земельный, как основу жизни, что подразумевает необходимость бережного отношения к ней;
  • Гражданский, как объект имущественных связей, способный приносить прибыль.

Учитывая подобную многогранность данного вида отношений, необходимо их чёткое законодательное регулирование для решения возникающих правовых споров. Поэтому эта область права регламентируется:

  • Конституцией РФ, в которой содержатся главные принципы имущественных отношений: особенности владения и распоряжения земельными участками;
  • Гражданским кодексом РФ, где зафиксированы правила проведения земельных сделок, вопросы наследования, определены такие понятия, как право собственности, распоряжения, использования и т.д.;
  • Земельным кодексом РФ, где определяются полномочия государственных органов на разных уровнях, а также муниципалитета, права физических и юридических лиц. Указаны основания получения наделов в пользование, аренду либо собственность и процедура проведения соответствующих мероприятий. Здесь приведены правила использования наделов разных категорий, а также порядок рассмотрения земельных споров и государственного контроля над данной сферой общественной жизни.
  • Федеральными законами, регулирующими отдельные земельные операции (например, перевод надела из одной категории в другую и пр.);
  • Региональными законами, принимаемыми на соответствующих уровнях (областями, республиками, городами Федерального значения и т. д);
  • Правительством и президентом, в силу своих полномочий издающих приказы по распоряжению конкретным наделом либо правила по решению определённых вопросов;
  • отдельными органами власти, издающими распоряжения либо приказы об утверждении формы конкретного документа, правилах их составления и оформления. Например, министерство имущественных отношений РФ на федеральном уровне регулирует оценочную и иную деятельность на рынке недвижимости, координирует деятельность прочих федеральных ведомств в вопросах имущественных отношений. Также этот орган осуществляет контроль над проведением единой политики в вопросах имущественных и земельных отношений. Таким образом, он является центральным органом, координирующим действия всех подведомственных организаций. Департаменты различных субъектов РФ обеспечивают выполнение данных функций на региональном уровне.

Каковы принципы регулирования отношений

За принципы принимаются главные идеи ЗК РФ, которые регулируют земельно-имущественные отношения. Каждый из них отвечает законодательным нормам и призван обеспечить контроль над единой политикой в данной сфере. Данные принципы следующие:

  • все земельные операции должны проводиться с учётом понимания, что земля — основа существования природы, самого человека и экономики, кроме того, это отдельный объект имущественных отношений;
  • перед началом строительства на участке, необходимо обеспечить максимальное сохранение земли, как объекта природы и средства сельского хозяйства;
  • в процессе использования земли необходимо сохранять благоприятные условия для проживания на ней человека;
  • общественные организации, а также любой гражданин РФ должен иметь доступ к подготовке решений относительно земельных операций;
  • земля неотделима от объектов недвижимости, расположенных на ней;
  • обеспечение сохранности земли, относящейся к ценной категории (например, заповедников);
  • права на землю должны быть разделены между федеральными, региональными и муниципальными органами власти;
  • передача земли физическому или юридическому лицу осуществляется на платной основе (кроме исключений, указанных в законодательстве);
  • правила и процесс использования земель должны быть установлены с учётом интересов всего общества;
  • земля делится на категории использования (строительство, ведение сельского хозяйства и т.д.).

Все эти принципы должны неукоснительно соблюдаться на всех этапах использования земельных ресурсов.

Каковы особенности управления такими отношениями

Спецификой управления данным видом отношений является:

  • ключевая роль государства в установлении правил проведения любых земельных операций, получении прав на наделы и определения их как личного недвижимого имущества;
  • возможность распоряжения наделами, являющимися государственной собственностью.

Существует три уровня управления:

  • федеральный;
  • региональный;
  • муниципальный.

На  каждом из них предполагается составление и принятие нормативных актов либо актов по распоряжению отдельными наделами. У органов каждого уровня есть собственные полномочия. Также каждый из них может выступать в роли стороны земельных отношений, что не предполагает определённого статуса.

Участниками земельного рынка выступают собственники земли и те, кто желает её получить, а также лица, решающие вопросы различного характера из данной отрасли.

Их роли выполняют юристы, сотрудники агентств недвижимости, кадастровые инженеры, а также профессионалы в других отраслях, необходимость в которых возникает в конкретных сделках.

При этом контроль над совершением любых земельных операций остаётся за государством.

Подробно о сфере деятельности специалиста

Представители данной профессии выполняют ряд функций, обеспечивающих успешность земельных сделок. В их обязанности входит:

  • оценка надела, а также расположенной на нём недвижимости;
  • учёт участков и регулярный анализ земельного рынка;
  • проведение различных видов съёмок (геодезической, фотографической), а также определение границ надела;
  • оформление плана участка и его межевание с составлением отчёта о проделанной работе;
  • проведение инвентаризации наделов и строений, расположенных на нём (как жилых, так и нежилых);
  • ориентация в законодательных нормах и правильное оформление таких операций, как передача надела в собственность, аренду либо пользование;
  • решение вопросов, связанных с оформлением прав на участок (постановка на кадастровый учет, регистрация права собственности), подготовка необходимой документации.

Данные специалисты осуществляют свою деятельность, как в государственных, так и частных организациях, таких как:

  • Кадастровая палата;
  • БТИ;
  • агентства недвижимости;
  • частные геодезические компании, имеющие соответствующие лицензии.

Специалист по земельно-имущественным отношениям также имеет право работать самостоятельно. Но для этого ему нужно стать членом СРО для получения доступа к осуществлению данной деятельности либо получить соответствующую лицензию от государства.

Помимо наличия специальных знаний и навыков, представитель данной профессии должен обладать определенными личностными качествами, которые обеспечат успех в карьере. К таковым относится:

  • усидчивость (анализ проведённых мероприятий и составление отчета, а также работа с документацией является кропотливым трудом);
  • внимательность и точность (для минимизации риска ошибок в расчётах и отчётах);
  • стремление к саморазвитию (изменения в законодательстве и требованиях к работе требуют регулярного повышения квалификации);
  • нестандартное мышление (умение заключать выгодные сделки);
  • коммуникативность (работа предполагает общение с людьми, а значит, необходимо умение находить с ними общий язык, а также наличие навыка консультирования граждан по любым вопросам в этой области).

Работники данной сферы должны являться профессионалами высокого класса, сочетающими в себе требуемые личностные качества и умеющими успешно применять полученные теоретические знания на практике.

Таким образом, земельно-имущественные отношения представляют собой комплексную структуру, в которую вовлечено государство, а также физические и/или юридические лица.

Источник: https://lawhelp.center/zemlya/zemelno-imushhestvennye-otnosheniya.html

Виды правоотношений, связанных с землей

Имущественные отношения связанные с землей

Отношения, входящие в состав частных земельных отношений, управленческих отношений и имущественных отношений, неодно­родны и достаточно разнообразны, что позволяет разделить их на отдельные виды внутри каждой группы отношений.

частных земельных отношенийразличается в зави­симости от вида использования земельного участка, его принадлежности к одной из категорий земель. Поэтому такие отношения мож­но разделить на отношения:

1) по использованию и охране земель сельскохозяйственного назна­чения, права и обязанности субъектов которых связаны с использо­ванием земель для производства сельскохозяйственной продукции, сохранением плодородного слоя земли;

2) по использованию и охране земель поселений, права и обязанно­сти субъектов таких отношений связаны с безопасным для жизни и здоровья населения использованием земель;

3) по использованию и охране земель промышленности и иного спе­циального назначения, специфика прав и обязанностей субъектов этих отношений определяется спецификой объектов, расположен­ных на земельном участке. Так, права и обязанности недропользо­вателей связаны с использованием земель для соответствующих нужд, а также восстановлением отработанных земель;

4) по использованию и охране земель особо охраняемых террито­рий и объектов, права субъектов таких отношений связаны с дея­тельностью, соответствующей правовому режиму таких земель, обя­занности — с мерами по сохранению таких объектов и не причине­нию им вреда;

5) отношения по использованию и охране земель лесного фонда, субъекты которых управомочены на использование земель в целях ведения лесного хозяйства и обязаны не причинять вреда лесу;

6) отношения по использованию и охране земель водного фонда, субъекты которых наделены комплексом прав по использованию земель для нужд водного хозяйства и обязанностей по не причине­нию вреда водным объектам.

Управленческие отношения, связанные с землей,могут быть раз­делены на несколько видов в зависимости от функций государствен­ного управления, при осуществлении которых они возникают: 1) отношения, связанные с мониторингом земель, в которых государ­ство является носителем прав и обязанностей по систематическо­му наблюдению за состоянием земель;

2) отношения, связанные с ведением государственного земельного кадастра, права и обязанности государства в таких отношениях касаются ведения систематизированного свода документированных сведений о земельных участках и иных объектах государственного кадастрового учета;

3) отношения, связанные с осуществлением землеустройства, в которых государство наделено правами и обязанностями в области изучения состояния земель, планирования и организации рацио­нального использования земель;

4) отношения, связанные с осуществлением государственного кон­троля за использованием и охраной земель, в которых государство наделено комплексом прав и обязанностей по выявлению земель­ных правонарушений, их пресечению и привлечению виновных лиц к ответственности;

5) отношения, связанные с осуществлением планирования исполь­зования и охраны земель, в которых государство управомочено на определение общих направлений использования земель и обязано учитывать при этом природные, социальные, экономические и иные факторы, а также требования к рациональности использования зе­мель;

6) отношения, связанные с отнесением земель к категориям в за­висимости от их целевого назначения и их переводу из одной катего­рии в другую. Права и обязанности государства в этих отношениях связаны с обоснованностью и законностью отнесения земель к ка­тегориям и их переводу в другие категории;

7) отношения, связанные с осуществлением изъятия и предостав­ления земельных участков, в которых государство осуществляет права и обязанности по предоставлению гражданам и юридическим ли­цам земельных участков, находящихся в государственной или му­ниципальной собственности, а также по изъятию земельных учас­тков у землепользователей ввиду их ненадлежащего использования.

Имущественные отношения, связанные сземлей, по способу вза­имосвязи прав и обязанностей их субъектов можно разделить на три вида:

1) отношения, связанные с возникновением, прекращением или пе­реходом имущественных прав на земельные участки. Субъекты таких отношений находятся, как правило, в равном положении, один из них, обладая правом на земельный участок, может произвести его отчуждение, другой имеет право на его приобретение.

Исключение составляют указанные в законах случаи, когда го­сударство обязано предоставить земельный участок по требованию гражданина, а гражданин наделен правом требовать предоставле­ния участка. Такая норма закреплена в отношении предоставления земельных участков для строительства.

Исключением являются так­же отношения, связанные с прекращением прав на земельный уча­сток ввиду его ненадлежащего использования или изъятия для го­сударственных или муниципальных нужд, в которых государство наделено правом принудительного прекращения имущественных прав на земельный участок;

2) отношения, связанные с осуществлением имущественных прав на земельные участки. Субъектами таких отношений являются, с одной стороны, обладатель имущественного права на земельный участок, который вправе осуществлять принадлежащие ему права, с другой стороны — все иные лица, которые обязаны не нарушать его права;

3) отношения, связанные с защитой имущественных прав на зе­мельные участки. Такие отношения возникают между обладателем права на земельный участок, чьи права нарушены и который впра­ве требовать прекращения нарушения его прав, и лицом, нарушив­шим его право и обязанным прекратить такое нарушение.

В отличие от рассмотренных отношений, состав публичных зе­мельных отношений достаточно прост и однообразен, поэтому вы­деление видов таких отношений представляется нецелесообразным.

Выводы по теме:

В юридической литературе существуют различные подходы к определению понятия правовых отношений. Мы придерживаемся достаточно традиционного положения о том, что правоотно­шение — это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют взаимные права и обязанности.

Соответственноземельное правовое отношение — это общественное отношение в области государственного управления, использования и охраны земель, урегулированное нормами земельного права, со­стоящее во взаимосвязи субъективных прав и юридических обязан­ностей его участников.

Лекция обсуждена и одобрена на заседании ПМС № 2.

от « 25»января 2010 г. Протокол № 5 .

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский юридический институт

Федеральной службы исполнения наказаний»

Кафедра: Гражданско-правовых дисциплин

Курс: Земельное право

Источник: https://studopedia.su/17_99306_vidi-pravootnosheniy-svyazannih-s-zemley.html

Особенности земельного права

Имущественные отношения связанные с землей

Главной целью действующего в России земельного права является обеспечение рационального использования и охраны земель. Кроме того, данная отрасль законодательства ставит перед собой задачу защиты прав собственников и арендаторов земли, сохранения окружающей среды, повышения плодородия почв, развития различных форм хозяйствования.

Предметом земельного права является особый вид общественных отношений, связанных с оборотом, использованием и охраной земель.

Рисунок 1.

Понятие земельного правоотношения

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Земельные правоотношения складываются между органами государственной и муниципальной власти, юридическими и физическими лицами по поводу распределения участков, распоряжения объектами недвижимости и их экологической защиты.

Замечание 1

Особенностью земельных правоотношений является то, что различные властные структуры могут одновременно выступать и как регулирующие организации, и как владельцы данных объектов недвижимости.

Полномочия субъекта земельных отношений зависят от того, является он собственником участка или нет. Однако все владельцы, землепользователи и арендаторы обладают схожими правами и обязанностями. К ним относятся:

  1. право самостоятельно хозяйствовать на земле;
  2. право на проведение оросительных, осушительных и иных мелиоративных работ;
  3. обязанность не нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц;
  4. обязанность не наносить ущерба окружающей среде.

Кроме общих прав и обязанностей каждый собственник, землепользователь или арендатор имеет специальные полномочия и сферу ответственности, которые определяются на основании индивидуального административного акта о предоставлении земельного участка, его особенностей и т.д.

Классификация земельных правоотношений

Характер земельных правоотношений зависит от степени взаимной обязанности их участников. По этому критерию они подразделяются на равноправные и императивные.

Равноправные земельные отношения возникают, как правило, между собственниками или арендаторами участков. Например, хозяйствующие субъекты, чьи владения расположены по соседству, вправе согласовать между собой порядок использования смежных территорий.

Партнерские отношения также складываются между арендатором и арендодателем, колхозом, совхозом и трудовым коллективом, работающим на условиях внутрихозяйственного подряда.

Все участники этих правоотношений обязаны уважать законные интересы друг друга и добиваться взаимного согласия.

Императивные земельные отношения основаны на подчиненности одного субъекта властным полномочиям другого. Так, уполномоченные органы управления могут давать указания землепользователю, контролировать его действия.

Должностное лицо землеустроительной службы вправе требовать от хозяйствующего субъекта прекращения работ, наносящих вред сельскохозяйственным угодьям. А собственник или арендатор должен подчиняться таким требованиям.

По функциональному назначению земельные правоотношения подразделяются на регулятивные и правоохранительные. Первые выражаются в совершении субъектами позитивных действий и основаны исключительно на нормах земельного законодательства.

Правоохранительные отношения, в свою очередь, несут в себе элементы административного права. Они возникают в случае различных нарушений, допущенных хозяйствующими субъектами, собственниками или арендаторами участков.

Обязанность юридического воздействия на нарушителя земельного законодательства лежит на властных структурах.

А органы землеустроительной службы, осуществляющие государственный контроль и надзор за использованием и охраной земель, например, вправе принять предупредительные меры, чтобы не допустить назревающего правонарушения.

Земельные отношения также можно подразделять на имущественные или неимущественные – по критерию содержания.

Таким образом, среди разнообразных земельных отношений специалисты выделяют:

  1. равноправные;
  2. императивные;
  3. регулятивные;
  4. правоохранительные;
  5. имущественные;
  6. неимущественные.

Особенности земельных правоотношений

В основе земельных отношений находится право собственности на конкретный участок. Но по своему содержанию они не ограничиваются лишь сферой использования и охраны земель. Земельные отношения охватывают более широкий спектр жизни и деятельности граждан России.

Замечание 2

Часто с реализацией земельных отношений сопряжено использование водных или горных природных ресурсов, объектов недвижимости, особо охраняемых территорий (заповедников, заказников). Поэтому статья $3$ Земельного кодекса РФ устанавливает, что в подобных случаях используются нормы водного, лесного, горного или экологического законодательства.

А непосредственно земельные отношения, возникающие в связи с использованием любого природного объекта, могут быть урегулированы положениями земельного права. Обычно, использование определенной категории земель определяется нормами соответствующего законодательства.

Так, Лесной кодекс РФ определяет особенности правового режима земель лесного фонда, закрепляет их классификацию на лесные и нелесные территории.

А Водный кодекс РФ, со своей стороны, устанавливает особенности правового режима земель водного фонда, а также утверждает экологические требования, действующие в зонах санитарной охраны источников водоснабжения.

То есть, иногда земельные отношения могут быть определены не только положениями земельного права, но и нормами других природноресурсных отраслей законодательства России.

При регулировании земельных отношений особое внимание уделяется юридической процедуре перераспределения земель, изъятию и предоставлению участков, организации и планировке территории, межеванию объектов землеустройства, а также составлению точных карт. Данные виды отношений относятся к земельно-процессуальным.

Статья $3$ Земельного кодекса РФ, которая содержит положение о регулировании имущественных отношений, напрямую связана с действием статьи $129$ Гражданского кодекса РФ.

В ней говорится, что право на землю и другие природные ресурсы может отчуждаться или переходить от одного собственника к другому, в соответствии с нормами земельного права и других природноресурсных отраслей законодательства.

Имущественные отношения, связанные с владением, использованием и распоряжением земельными участками, а также процедура заключения сделок с данными объектами недвижимости регулируются, как правило, соответствующими положениями Гражданского кодекса РФ.

Замечание 3

Таким образом, одной из главных особенностей земельных правоотношений является их комплексный характер, поскольку объект регулирования – земельные участки – являются и неотъемлемой частью экосистемы, и одним из видов собственности.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/chto_takoe_zemelnoe_pravo/osobennosti_zemelnogo_prava/

Земельные правоотношения

Имущественные отношения связанные с землей
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Земельное право » Земельные правоотношения

В статье рассматриваются понятие “земельные правоотношения”, элементы (субъекты или участники отношений, объекты, предмет), особенности данного вида правоотношений

Земельные правоотношения – общественные отношения, регламентированные земельным законодательством, участники которых являются носителями прав и обязанностей. Легальное определение понятия «земельные правоотношения» закреплено в ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г.

№136-ФЗ (далее – ЗК РФ), где раскрывается содержание данной юридической дефиниции. «Земельными  правоотношениями» признаются общественные отношения в области использования и охраны земель как основы жизнедеятельности народов, проживающих в России.

Согласно указанному нормативному акту, к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия народов РФ применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное и иное законодательство, специальные федеральные законы.

Несмотря на то, что земельные правоотношения рассматри­ваются как единое целое, можно выделить отдельные элементы: объект, субъект, содержание (совокупность прав и обязанностей).

Необходимо четко разграничивать понятие «земля» как при­родный ресурс и природный объект и понятие «земельный участок» как объект имущественных отношений. Земля как природный объект и природный ресурс – это всем при­вычное понятие. Как закреплено в ст.

9 Конституции РФ, земля  – «основа жизни и деятельности народов, про­живающих на соответствующей территории». В ст.

1 ЗК РФ термин «земля» рассматривается в разных значениях: как «осно­ва жизни и деятельности человека», как «важнейший компонент окружающей среды», как «средство производства в сельском и лесном хозяйстве», как «недвижимое имущество» и т.д.

Среди объектов недвижимого имущества земля выделяется как особый объект земельных правоотношений. Точное определение термина «земля» в законодательстве отсутствует, что приводит к затруднению в определении предмета земельного права.

Согласно одному из определений, «земля» представляет собой элемент природной среды, имеющий территориальный базис и являющийся важным средством производства и экономики государства. Нередко термин «земля» отождествляют также с термином «почва», которая определяется как плодородный слой земли. Однако земля, прежде всего, – природный объект. Земли составляют основу экосистем, неразрывно связаны с лесами, водными объектами, живой и неживой природой.

Общественные отношения в области землепользования весьма сложны. В п. 2 ст. 3 ЗК РФ законодатель разграничивает виды правоотношений: природоресурсные, экологические и земельные. Регулирование последних осуществляется преимущественно с использованием предписаний ЗК РФ.

Применение норм других отраслей права допускается: а) в случаях, когда земельное законодательство подходящих предписаний не содержит (ЗК РФ соответствующие отношения не регулирует); б) при условии, что действие норм других отраслей не нарушает принципы, закрепленные в ЗК РФ.

Имущественные отношения, связанные с владением, использованием и распоряжением участками регулирует гражданское законодательство и профильные нормативно-правовые акты (п. 3 ст. 3 ЗК РФ), например, – ФЗ РФ №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Имущественные земельные отношения подпадают под действие «технических» регуляторных актов.

Это ряд федеральных законов РФ: №22-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»; №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

 Элементы земельных правоотношений

Как  и в любых  правоотношениях,  в структуре земельных правоотношений выделяют: субъекты; объект; предмет; содержание.

 Иногда в состав земельных правоотношений включают правовую норму, которая  регулирует этот вид отношений. Наличие регулятивной нормы отличает правоотношения от других общественных отношений.

Между тем, правило (отдельное предписание, законодательство в целом) не охватывается составом правоотношений.

Субъекты или участники земельных отношений определяются в соответствии со ст. 5 ЗК РФ. Ими являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

В ЗК РФ представлены следующие понятия:

– собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков;

– землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;

– землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

– арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

– обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);

– правообладатели земельных участков – собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

В качестве субъектов земельных правоотношений рассматриваются индивиды, наделенные земельной правосубъектностью (вид общегражданской правосубъектности), то есть – возможностью иметь права и нести обязанности в области землеохраны и землепользования.

В этом качестве могут выступать как физические, так и юридические лица, реализующие собственные имущественные интересы.Объем прав иностранцев, лиц без гражданства и иностранных компаний ограничен. Они не могут быть собственникам земель с/х назначения.

Иностранным гражданам земля не передается в собственность безвозмездно.

Виды объектов земельных правоотношений закреплены в ст. 6 ЗК РФ. В качестве объекта земельных правоотношений выступают: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки;земельные доли.

Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом.

Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли.

Сущность и специфика включения земли в правовой оборот в целом определены принципами земельного законодательства, установленными ЗК РФ, и содержанием земельных отношений.

Земельный участок как объект земельных отношений – часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения.

Определения земельного участка, содержащиеся в иных нормативных актах, в том числе в федеральных законах, должны соответствовать данному понятию.

С учетом того, что правовые нормы могут быть установлены в отношении земли как природного объекта и природного ресурса, конкретные земельные отношения в большинстве случаев возникают по поводу определенного земельного участка – объекта земельных правоотношений.

Законодательством установлены требования, предъявляемые к оформлению земельного участка. Земельный участок (как объект отношений) должен быть индивидуально определен.

Это означает, что он имеет определенные в соответствии с законодательством и закрепленные в правоустанавливающих документах границы, должны быть известны его местоположение, площадь, целевое назначение, вид разрешенного использования.

Действия по формированию земельных участков составляют основу землеустроительной деятельности, урегулированной нормами как ЗК РФ, так и ФЗ РФ «О землеустройстве». Данные об участках учитываются в соответствии с установленными требованиями о ведении государственного земельного кадастра. Отдельные условия формирования земельного участка установлены ЗК РФ.

Земельный участок может быть делимым и неделимым.

Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части (при этом каждая из них после раздела образует самостоятельный земельный участок), разрешенное использование, которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии со ст.133 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) неделимой признается вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения.

Земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности и иного специального назначения (энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности); 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. При этом включение земли, земельных участков в гражданско-правовой оборот не умаляет их значения как природного объекта, природного ресурса.
Оборот земельных долей характерен для сельскохозяйственного землепользования. Он регламентируется не только  нормами ГК РФ, но и статьями федерального закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного  назначения». Причина расширения возможностей дольщика – желание законодателя уберечь пашни и сенокосы от излишнего дробления, вредного для организации с/х производства.

Что касается  содержания  земельных правоотношений, то это корреспондирующие (взаимные) права и обязательства их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права.

таких правоотношений во многом определяется как целевым назначением земель (согласно их делению на категории), так и разрешенными видами землепользования в соответствии с зонированием территории. 
Особого внимания заслуживает «предмет земельных правоотношений». Есть мнение, что «объект» и «предмет» – тождественные понятия.

Иная точка зрения, предмет – это материальная вещь, на которую непосредственно направлены действия участников правоотношений, а объектом (применительно к земельным правоотношениям) выступает земля как природный объект в его юридическом смысле. Эта давняя дискуссия выходит за пределы земельного права.

Если предмет в рассматриваемых отношениях все же выделять особо, то в качестве такового следует признавать земельный участок. Следует иметь в виду, что, понятия «земля», «земельный участок», «права на земельный участок» всегда вы­ступают во взаимосвязи и используются как синонимы, заменяющие друг друга в различных контекстах.

Особенности земельных правоотношений в РФ

К особенностям данных правоотношений относят не только специфику объекта данного вида отношений, правовой статус субъектов, но и комплексный характер. Земельные правоотношения могут быть как публичными, так и частноправовыми.

Как уже отмечалось, земельные правоотношения – общественные отношения, складывающиеся между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.

Одной из особенностей земельных правоотношений является то, что РФ, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в двух качествах. Во-первых, как регуляторы данного вида отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на подведомственной им территории.

В этих случаях нормативные акты имеют властный характер – обязательные предписания при ведении государственного земельного кадастра, зонировании земель, санитарные и ветеринарные правила, требования по охране природы, сервитуты и др. Во-вторых, как собственники земельных участков.

В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками правоотношений: гражданами и юридическими лицами (ч. 2 ст. 9, ст. 10 и 11 ЗК РФ).

С другой стороны, являясь одним из видов правоотношений, земельные правоотношения обладают общими для всех правоотношений чертами: общественный характер; основываются на законе, то есть они выступают как результат регулирования.

Перечень и содержание конкретных прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений определяются: а) в сфере землепользования –  в зависимости от титула права пользования. Так, титул собственника позволяет располагать самыми широкими правами не только по владению и пользованию, но и по распоряжению земельным участком.

Наименьший объем прав предоставлен субъекту права на титуле земельного сервитута; б) в сфере управления правомочия находятся в зависимости от уровня и значения органа государственной власти и управления.

Наибольший круг правомочий имеют федеральные органы общей компетенции и федеральные органы специальной компетенции; меньший предоставлен общим и специальным территориальным органам управления субъектов РФ; в) в зависимости от целей и видов пользования земельными ресурсам.

Несмотря на то, что использование земельных участков в разных правоотношениях может осуществляться на различных правовых основаниях – титулах, использующие их субъекты обладают схожими правами и обязанностями.

Так, к общим правам и обязанностям всех собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов следует отнести: право самостоятельно хозяйствовать на земле, право на проведение оросительных, осушительных и иных мелиоративных работ, обязанность не нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц, обязанность не наносить ущерба окружающей среде и др. Помимо общих прав и обязательств  собственник, землепользователь, землевладелец и арендатор имеют и специальные права и обязанности, которые определяются на основании индивидуального административного акта о предоставлении земельного участка или договора, особенностей земельного участка.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnoe-pravo/zemelnye-pravootnosheniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.