Изменение повестки дня общего собрания собственников

10 ошибок при проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома

Изменение повестки дня общего собрания собственников

Из года в год провести общее собрание собственников становится сложнее, появляются множество юридических нюансов, которые организаторам (инициативной группе) надо знать и учитывать.

Зачастую, такие ошибки могут привести к отмене результатов общего собрания. Главное понимать, что даже если у вас есть решение по сути – подавляющее большинство собственников, – это ещё не значит, что решение принято.

Несоблюдение процедуры и требований к общему собранию собственников влечёт недействительность его результатов.

  • Нарушение порядка уведомления собственников помещений об общем собрании

Основная причина отмены результатов общих собраний собственников в судебном порядке.

Согласно ст. 45 ЖК РФ, часть 4, инициатор собрания обязан уведомить всех собственников и сособственников помещений многоквартирного дома о проведении общего собрание не позднее чем за 10 дней до дня собрания.

В ч. 4 ст. 45 ЖК РФ определены следующие способы – уведомление посредством заказного письма, вручение уведомления под роспись и размещение соответствующего объявления в помещениях дома, обычно, на досках объявлений или другом подобном месте.

Ошибка состоит в том, что последним способом – размещение объявления о проведении общего собрания на досках объявлений или ином месте в помещениях дома возможно только в случае наличия решения (протокола) ранее проведённого общего собрания собственников помещений, в котором чётко указывается, что такой способ уведомления был принят собственниками и что все собственники об этом знают.

В случае, если собственники ранее не определились с порядком размещения объявлений, связанных с общим собранием, уведомлять собственников необходимо либо через заказные письма, либо вручением им уведомлений нарочно, о чём они должны расписаться в соответствующем реестре вручения уведомлений.

На практике, по процедуре уведомления через заказные письма также существуют нюансы.

Необходимо отправлять письма с описью вложения, поскольку в будущем невозможно доказать, что вы отправили адресат именно уведомление о проведении общего собрания а не какой либо иной документ.

При этом, необходимо проследить, чтобы оператор почты указала на отправном кассовом чеке Ф.И.О. получателя, зачастую, для экономии времени там ставят пробел или ноль.

При уведомлении собственников нарочно, в случае постоянного отсутствия собственника в помещении/квартире, мы советуем составить соответствующий акт, подписанный двумя соседними собственниками квартир.

При уведомлении заказными письмами или нарочно, под роспись, мы советуем размещать объявление об общем собрании на досках объявлений или в специально отведённых для объявлений местах в доме. Такое уведомлению несёт прежде всего информационный характер и при спорных моментах может сыграть решающую роль. Такое объявление, обычно, фотографируют с привязкой к дому (адресная табличка)

Напоминаем, что ч. 5 ст. 45 ЖК РФ устанавливает требования сообщения о проведении общего собрания собственников должно содержать:

  • сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;
  • форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное ание);
  • дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного ания дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на ание, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
  • повестка дня данного собрания;
  • порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.

2. Неправильное оформление решений собственников

Согласно п. 4.1. ст. 48 ЖК РФ ание по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме очно-заочного ания, осуществляется посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на ание.

П. 5.1. ст. 48 ЖК РФ устанавливает требования к решению собственника:

При проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного ания в решении собственника по вопросам, поставленным на ание, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны

1) сведения о лице, участвующем в ании;

2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в ании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме

3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками “за”, “против” или “воздержался”.

Если собственник не проал по какому либо вопросу, либо, наоборот, поставил несколько отметок напротив вариаций ания, решение в части этого вопроса/ов признаётся недействительным и не учитывается при подведении итогов ания

3. Неверный подсчёт

Самая ответственная часть общего собрания – подсчёт результатов ания.Обычно пользуются формулой 1 квадратный метр жилого/нежилого помещения, принадлежащего собственнику – 1 голос собственника.

Неправильно оформленные решения собственников или устаревшие/неверные данные в реестрах собственников приводят к неправильному подсчёту , и, следовательно, неверному результату ания.При долевой собственности применяется та же формула – 1 кв. м. = 1 голосу, такой подход предельно упрощает процедуру подсчёта .

Если собственник владеет несколькими помещениями в доме, то он голосует один раз в пределах того метража, которым от владеет

4. Некорректно оформленные доверенности

Собственник имеет право участвовать в ании через своего представителя. Полномочия представителя должны быть оформлены соответствующей доверенностью.Сведения, которые должны быть обязательно указаны в доверенности:

  • фамилия, имя, отчество – для физических лиц, полное наименование – для юридических лиц;
  • место жительства или место нахождения;
  • паспортные документы или реквизиты учредительных документов.

Доверенность на ание должна быть оформлена в соответствии с п. 3 и 4 ст. 185.1 ГК РФ или удостоверена нотариально. Согласно п. 3 и 4 ст. 185.1 ГК РФ, доверенность не нужно нотариально заверять, если документ:

  • заверила организацией, в которой доверитель работает или учится;
  • выдала администрация стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель проходит лечение

5. Ошибочно выбранная форма общего собрания

Согласно ст. 44.1 ЖК РФ существует три формы проведения общего собрания собственников – очная, заочная, и очно-заочная.

Старшие по дому и инициаторы общих собраний чаще всего указывают очную форму собрания. При этом, в случае отсутствия кворума, происходит “хождение” по квартирам и “дособирание” . Так действовать запрещено.

В случае отсутствия кворума на очном собрании, инициатор может провести второе собрание – заочное. Однако, согласно ч. 1 ст. 47 ЖК РФ, это должно быть отдельное собрание, проводимое в форме заочного ания.

Мы советуем все собрания проводить в очно-заочной форме, самой удобной форме ания, которая содержит все преимущества очной и заочной формы вместе.

6. Неверные или устаревшие сведения о площадях и собственниках помещений

Перед анием, необходимо запросить информацию о собственниках помещений в доме в Росреестре. В случае невозможности по каким либо причинам получить официальные данные по собственности, необходимо составить реестр собственников на основании документов на право собственности, предоставленных собственниками в процессе ания.

По нашему мнению, это самый сложный этап подготовки документов к общему собранию, поскольку на практике получить данные о собственниках из Росреестра проблематично из-за законодательства о персональных данных. Поэтому в уведомлениях об общем собрании необходимо указывать, чтобы копии или оригиналы правоустанавливающих документов собственник предоставляли председателю собрания при заполнении решений и протолокла.

7. Нарушение порядка передачи документов в органы государственного жилищного надзора

В соответствии с п. 3.1 ч. 3 ст. 45 ЖК РФ управляющая организация, ТСЖ, ЖК, ЖСК в течение 5 дней с момента получения от инициатора собрания решений и протокола общего собрания собственников, должна направить в орган госжилнадзора оригиналы протокола собрания и решений. Затем их электронные образы нужно разместить в системе ГИС ЖКХ.

Однако, управляющие организации, ТСЖ, ЖК, ЖСК если вовремя и передают документы в орган ГЖИ, но не размещают информацию о собрании в системе, что к тому же грозит им административной ответственностью по ст. 13.19.2 КоАП РФ.

8. Проведение нескольких подряд собраний при спорных или конкурирующих отношениях

При возникновении обстоятельств, когда несколько групп собственников одного дома имеют разные интересы и проводят несколько собраний одновременно с похожей или совпадающей повесткой дня, но разными результатами по сути, например, есть споры между собственниками по поводу выбора управляющей компании, органы ГЖИ обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.

По регламенту, проверка законности и правильности проведения общих собраний органами госжилнадзора осуществляется ими в случае получения двух и более протоколов с одного дома в течение трёх месяцев с аналог очной или идентичной повесткой дня.

9. Изменение повестки дня

Изменять повестку собрания запрещено, согласно ч. 2 ст. 46 ЖК РФ.

В ходе собрания нельзя принимать решения по вопросам, не включённым в повестку дня, а также изменять повестку собрания.

Все вопросы, не включённые в повестку дня должны быть решены на другом общем собрании собственников.

10. Нарушение кворума собрания

Разные по значимости и важности решения собственников принимаются различным количеством собственников.

Общее собрание собственников помещений в МКД считается  легитимным, если на нём присутствовало более 50 % собственников помещений в МКД. Но 50 % не обеспечивают наличие кворума по всем вопросам, вынесенным на общее собрание.

Жилищный кодекс РФ разделяет вопросы по степени важности.

Вопросы выбора председателя, секретаря и счётной комиссии собрания, способа управления и Совета МКД решаются 50 % от всех , принявших участие в ании.

Способ формирования фонда капитального ремонта выбирается 50 % от количества всех собственников помещений в МКД (п. 1.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Другие вопросы решается подавляющим (квалифицированным) большинством – это ⅔ от количества всех собственников помещений в МКД. Один из таких вопросов – об использовании фонда капитального ремонта в МКД (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

Абсолютным большинством (100 %) решаются только вопросы, связанные с уменьшением площади общего имущества многоквартирного дома. Такие ситуацию происходят в случае реконструкции дома или проведении капитального ремонта.

Игорь Битейкин, управляющий партнёр ЮК “Битейкин и партнёры”

Источник: https://zen.yandex.ru/media/legal/10-oshibok-pri-provedenii-obscego-sobraniia-sobstvennikov-pomescenii-mnogokvartirnogo-doma-5bcdedaff86d0000a9711606

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 5 октября 2017 г. № 35851-ЕС/04 О порядке проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме

Изменение повестки дня общего собрания собственников

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

1. Согласно части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом и проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на ание.

В соответствии со статьей 44.1 ЖК РФ общее собрание собственников проводится посредством ания, при этом в соответствии с частью 1 статьи 48 ЖК РФ определено, что правом ания на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на ание, обладают собственники помещений в данном доме.

Исходя из приведенных норм, а также по смыслу статей 44 – 48 ЖК РФ участниками общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются именно собственники, то есть – юридические и (или) физические лица, которым на праве собственности принадлежат жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме. Недопустимо считать участниками общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ни помещения в многоквартирном доме, ни доли в общем имуществе.

Часть 3 статьи 48 ЖК РФ устанавливает, что количество , которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.

При этом, в соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Таким образом, количество , которым обладает собственник конкретного помещения (помещений) в многоквартирном доме, пропорционально площади помещения (помещений), принадлежащего (принадлежащих) указанному собственнику на праве собственности.

Необходимо особо отметить, что количество , которым обладает собственник, определяется в порядке, утвержденном приведенными нормами ЖК РФ. Жилищное законодательство не предусматривает иных способов определения количества , которым обладает собственник, в том числе не наделяет правом по определению такого количества ни самого собственника, ни каких-либо иных лиц.

Количество собственника помещения в многоквартирном доме пропорционально доле этого собственника в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а такая доля независимо от количества помещений многоквартирного дома, находящихся в собственности указанного собственника, является единой и неделимой, не подлежит распределению на несколько долей по количеству помещений, находящихся в собственности указанного собственника.

Следовательно, и количество , которыми обладает собственник, не может быть распределено на части (по количеству помещений или по иным критериям) с целью различного ания одним собственником по одним и тем же вопросам повестки дня, либо с целью участия в общем собрании собственников только частью .

В соответствии с пунктом 3 части 5.1 статьи 48 ЖК РФ каждый собственник принимает только одно решение по каждому вопросу повестки дня общего собрания собственников в многоквартирном доме, независимо от количества и (или) площади помещений, находящихся в собственности указанного собственника.

Голосование частью из общего числа , которыми обладает собственник (в том числе – от имени части помещений из всех помещений, находящихся в собственности данного собственника, либо от имени части одного помещения, доля в праве собственности на которое у данного собственника 100%), жилищным законодательством не предусмотрено.

Часть 1 статьи 46 ЖК РФ утверждает, что для установления факта принятия положительных решений по вопросам повестки дня необходимо определить долю , отданных собственником помещения в многоквартирном доме данное решение, от общего числа , принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме (по отдельным вопросам – от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме). Таким образом, если собственник принимает участие в общем собрании, то все голоса, которыми данный собственник обладает, учитываются при определении наличия кворума.

Из системного толкования приведенных норм следует, что собственник помещений в многоквартирном доме не имеет права принимать участие в общем собрании только частью своих , все голоса собственника обязательно учитываются при подведении итогов ания.

При этом собственник имеет право принять только одно решение (“за”, “против” или “воздержался”) по каждому вопросу повестки дня, и количество , отданных собственником за принятое им решение, равно общему количеству , которыми обладает собственник.

2. Нежилое помещение является частью того здания, в составе которого это помещение находится согласно техническому паспорту. В случае, если в составе многоквартирного дома согласно технической документации имеется нежилое помещение, указанное помещение является частью этого многоквартирного дома.

При этом в случае оформления нежилого помещения в собственность площадь указанного помещения учитывается в общей площади помещений, собственники которых совместно владеют общим имуществом в многоквартирном доме и имеют право участвовать в общем собрании собственников помещений.

Собственник нежилого помещения в числе прочих участвует в общем собрании, количество собственника такого помещения пропорционально площади указанного помещения.

Необходимо отметить, что действующее законодательство предусматривает наличие в составе многоквартирного дома таких помещений, как встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные – все перечисленные помещения являются частями многоквартирного дома, если они встроены в этот дом, пристроены к нему либо частично встроены, частично пристроены.

3. Порядок уведомления собственников помещений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме регламентируется частями 4, 5 статьи 45 ЖК РФ.

В случае выполнения установленных указанными нормами требований порядок уведомления собственников помещений о предстоящем общем собрании таких собственников помещений признается надлежащим, соответствующим действующему законодательству.

Инициатор проведения общего собрания имеет право дополнительно уведомить иных лиц о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме – такие действия не противоречат действующему законодательству.

Сообщение о проведении общего собрания собственников помещений законодательством Российской Федерации не отнесено ни к государственной, ни к служебной, ни к иным видам тайн, его распространение среди неопределенного круга лиц, независимо от наличия в их собственности помещений в конкретном многоквартирном доме, действующим законодательством не запрещено.

4. Частью 5.1 статьи 48 ЖК РФ предусмотрены основные сведения, которые при проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного ания должны быть отражены в решении собственника по вопросам, поставленным на ание.

Подпись – это подтверждение волеизъявления собственника помещения при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если подпись в решении, которое заполняет собственник, будет отсутствовать, то невозможно будет определить факт выражения собственником помещения своего волеизъявления.

5. Согласно пункту 1 части 5.1 статьи 48 ЖК РФ решение собственника должно содержать сведения о лице, участвующем в ании. Сведения об участнике ания, указанные в решении, должны обеспечивать возможность идентифицировать указанного участника.

В этой связи считаем, что к сведениям, позволяющим идентифицировать лицо, принимающее участие в общем собрании собственников помещений, относится в том числе фамилия, имя и отчество собственника помещений, написанные полностью (при наличии).

6. Любые исправления и другие технические ошибки в решении собственника помещения возможны с учетом подтверждения личной подписью и надписью “исправленному верить”.

7. Как указано в предыдущем пункте настоящих разъяснений, при оценке решения собственника на предмет признания его действительным необходимо исходить из того, позволяет ли указанное решение идентифицировать лицо, принявшее участие в ании, и установить волеизъявление этого лица по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений.

Сведения о лицах, присутствующих на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в соответствии с требованиями действующего законодательства, указываются в приложении к протоколу общего собрания собственников.

Если решение собственника содержит такие недостоверные сведения, как неверный номер квартиры, ошибка в фамилии, неверно указанная площадь и иные технические ошибки, но при этом ошибка носит характер описки, либо ошибка признается в силу неразборчивости почерка собственника, оформившего соответствующее решение, и исходя из характера ошибки и имеющихся в приложении к протоколу сведений об участниках собрания, имеется возможность достоверно установить, какое конкретно лицо оформило рассматриваемое решение, каким конкретно помещением в многоквартирном доме владеет указанное лицо, какова площадь этого помещения, такое решение учитывается при подсчете участников собрания.

В случае, если при идентификации лица, оформившего решения собственника помещений в многоквартирном доме имеются неустранимые сомнения в том, какое конкретно лицо заполнило решение (например, при наличии в многоквартирном доме различных помещений, принадлежащих лицам с одинаковыми фамилиями и т.п.

), указанное решение допустимо учитывать при подсчете исключительно при наличии дополнительных документов (доказательств), позволяющих однозначно идентифицировать лицо, принявшее участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, и помещение, которым указанное лицо владеет.

Недопустимо признавать ошибочность решения собственника помещения по вопросам повестки дня в случае, если волеизъявление собственника, выраженное в форме отметки соответствующей позиции по конкретному вопросу (“за”, “против” или “воздержался”) определяется однозначно, такое волеизъявление обязательно к учету при подсчете именно в том значении, в котором оно указано в решении собственника, даже если сам собственник впоследствии передумает и заявит об ином мнении по вопросам повестки дня. Исключением является признание решения собственника сфальсифицированным, оформленным без ведома собственника помещения и без учета его позиции по вопросам повестки дня.

В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативно-правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

И.о. директора Департаментажилищно-коммунального хозяйства Е.П. Солнцева

Участниками общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются именно собственники, то есть юридические и (или) физические лица, которым на праве собственности принадлежат жилые и нежилые помещения.

Количество , которым обладает собственник конкретного помещения (помещений), определяется пропорционально площади этого помещения (помещений).

Собственник не имеет права принимать участие в общем собрании только частью своих , все его голоса обязательно учитываются при подведении итогов ания. При этом собственник имеет право принять только одно решение (“за”, “против” или “воздержался”) по каждому вопросу повестки дня. Количество , отданных за принятое им решение, равно общему количеству , которыми обладает собственник.

Собственник нежилого помещения также может участвовать в общем собрании, количество его пропорционально площади указанного помещения.

Также разъяснения касаются уведомления собственников о проведении общего собрания, необходимости подписи в решении, которое заполняет собственник, наличия в нем исправлений и других технических ошибок.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71698984/

Можно ли менять повестку дня общего собрания собственников помещений в МКД?

Изменение повестки дня общего собрания собственников

Относительно повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в ЖК РФ предусмотрена императивная норма. В соответствии с ч. 2 ст. 46 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.

Такое требование законодателя связано, прежде всего, с регламентом организации и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В сообщении о проведении собрания, в соответствии с ч. 5 ст. 45 ЖК РФ направляемом предварительно (за 10 дней до дня проведения собрания) каждому собственнику помещения в многоквартирном доме, должна быть указана повестка дня планируемого собрания.

Данная норма направлена на защиту прав и законных интересов указанных собственников в части управления общим имуществом в многоквартирном доме и прав на достоверную информацию в данной сфере, поскольку предварительно позволяет каждому из них оценить объем, правомерность, важность вопросов, выносимых на рассмотрение собрания, определить, насколько данные вопросы затрагивают их интересы.

Получив информацию о повестке дня общего собрания, собственники помещений в многоквартирном доме могут предварительно подготовиться к участию в таком собрании, обсудить и согласовать с соседями свою позицию по анию на собрании и т.п.

В случае, если вопросы повестки дня несущественны для собственника помещения в многоквартирном доме либо не затрагивают существенным образом его интересы, он может принять решение не участвовать в общем собрании либо выдать доверенность на ание другому собственнику, предоставив ему право самостоятельно решить, как ать по тем или иным вопросам повестки дня.

При включении в повестку дня вопросов, которые в ней не были указаны, но рассматривались на собрании, собственники помещений по существу будут лишены возможности по принятию по ним решений.

Поэтому в повестке дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не допускается включение вопросов “разное” и “прочие вопросы” и т.д.. Тем самым гарантируются права собственников, не присутствующих на собрании. В противном случае решение общего собрания может быть оспорено в судебном порядке.

Согласно ч. 6 ст.

46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований ЖК РФ, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или ал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если ание указанного собственника не могло повлиять на результаты ания, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.

Порядок уведомления собственников помещений в МКД о проведении общего собрания собственников помещений в МКД в форме заочного ания одним из собственников помещений в МКД, являющимся инициатором проведения такого собрания (несколькими собственниками)

Этап1 Подготовка данных о собственниках помещений в МКД

Шаг1

Подготовьте самостоятельно или запросите в органах местного самоуправления, органах исполнительной власти сведения о распределении долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в МКД (если формирование и выдача таких сведений входит в обязанности указанных органов).

Этап2 Подготовка уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений в МКД в форме заочного ания собственников по инициативе собственника помещения в МКД (или нескольких собственников)

Шаг1

Подготовьте бланки уведомлений о проведении общего собрания в МКД, включающие общую информацию (место проведения, общие вопросы повестки дня, особенности ания по доверенности, начало и окончание регистрации участников и т.д.).

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

7

| 8 |

Источник: https://studall.org/all2-80120.html

Статьи

Изменение повестки дня общего собрания собственников

25 мая 2020г. вступил в силу Федеральный закон № 156-ФЗ, который внес изменения в Жилищный кодекс РФ в части проведения онлайн-ания собственников помещений МКД.

Ранее на нашем сайте был опубликован обзор поправок.

В настоящей статье мы хотели бы подробнее остановиться на пошаговом алгоритме действий при проведении онлайн-ания собственников с учетом последних изменений законодательства.

Сразу отметим, что, как и прежде, собственникам доступны три формы проведения ОСС в соответствии со ст. 44.1. Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ):

  • очное ание;

  • заочное ание (опросным путем или с использованием системы);

  • очно-заочное ание.

При этом внесенные изменения затрагивают только процедуру проведения ОСС в заочной форме путем онлайн-ания через информационную систему (далее – система).

Важно!Онлайн-ание не отменяет право собственника выразить свое решение посредством заполнения письменного решения собственников. Если по какой-либо причине у собственника отсутствует возможность выразить свой голос в системе, он может проать путем заполнения письменного решения с последующей его передачей администратору ОСС. Такое правило закреплено в ч. 6 ст. 47.1. ЖК РФ.

Стоит учесть, что не исключена ситуация, когда один собственник может принять противоположные решения по одному вопросу повестки дня ОСС, проав как в онлайн-системе, так и путем заполнения письменного решения.

В таком случае, различные решения по одному вопросу не позволяют определить действительное волеизъявление собственника и подлежат исключению из подсчета (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 30.08.

2018 по делу № 33-14341/2018).

Забегая вперед, необходимо отметить, что принятие собственником решения в письменной форме и передача такого решения администратору ОСС на бумажном носителе не является письменным отказом собственника от проведения первого ОСС в системе (о возможности собственников отказаться от проведения онлайн-ания будет рассмотрено далее). Письменное решение по вопросам повестки дня ОСС и отказ от проведения онлайн-ания – это два различных документа.

Безусловно, онлайн-ание (при условии бесперебойной и отлаженной работы системы) имеет ряд преимуществ, в частности, упрощает процесс проведения собрания, позволяет легче набрать кворум, обеспечивает мобильность и безопасность ания, а также помогает сберечь не одно дерево.

Теперь, собственно, к самим нововведениям.

К информационной системе для проведения ОСС в форме заочного ания законодатель относит (п.3.2 ч.2 ст.44 ЖК РФ):

  • ГИС ЖКХ;

  • региональную информационную систему (РИС), которая создается на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъект РФ;

* Примечание: ОСС в РИС проводится в порядке, сроки и с соблюдением требований, установленных для ОСС в ГИС ЖКХ, включая порядок проведения первого ОСС при условии автоматизированного размещения информации в ГИС ЖКХ (ч. 14 ст. 47.1 ЖК РФ). Положения приведенной нормы применяются с момента обеспечения технической возможности, которая должна быть обеспечена не позднее 01.07.2021 г.

  • иные информационные системы независимо от способа управления МКД .

Далее рассмотрим все этапы от А до Я при проведении онлайн-ания, а именно, что необходимо учесть при проведении первого онлайн-ания, каковы функции инициатора и администратора, как уведомить собственников и подвести итоги собрания.

Порядок проведения первого ОСС в системе

 Для онлайн-ания упростили порядок проведения собрания. Ранее действующая редакция ЖК РФ в ч. 1 ст. 47.1. предусматривала возможность проведения онлайн-ания в системе только в случае принятия на ОСС соответствующего решения.

Процедура проведения первого онлайн-ания в системе теперь регламентирована ч. 2.1. ст. 47.1.

ЖК РФ и не содержит требований о необходимости при проведении первого онлайн-ания предварительно принимать на ОСС соответствующие решения об использовании системы, определении администратора, порядка приема им документов ОСС и пр.

Отсутствие необходимости принимать предварительное решение об использовании системы перед первым онлайн-анием распространяется, на наш взгляд, не только на ГИС ЖКХ, но и на иные информационные системы, поскольку согласно ч. 13 ст. 47.1.

ЖК РФ проведение ОСС в форме заочного ания с использованием иных информационных систем осуществляется в порядке и в сроки, которые предусмотрены настоящим Кодексом, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Ввиду того, что ЖК РФ не содержит специального порядка проведения первого онлайн-ания для иных информационных систем необходимо руководствоваться правилами, установленными ст. 47.1. ЖК РФ.

Вместе с тем, чтобы в дальнейшем иметь возможность проводить ОСС в форме заочного ания с использованием ГИС ЖКХ на первом собрании необходимо принять решения по таким вопросам, как:

  • определение администратора ОСС;

  • порядок приема администратором сообщений о проведении ОСС и решений собственников;

  • продолжительность ания.

Если планируется проведение собрания в заочной форме путем онлайн-ания через иную информационную систему, то на первом собрании в такой системе, кроме вышеперечисленных вопросов должно быть также принято решение об использовании конкретной системы для онлайн-ания.

Важно! Первое ОСС в ГИС ЖКХ не может быть проведено в случае поступления администратору ОСС информации о наличии письменных отказовот проведения данного общего собрания собственников, обладающих более чем пятьюдесятью процентами от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме.

Реализовать свое право на отказ от проведения первого ОСС в ГИС ЖКХ собственник может путем подачи в управляющую организацию письменного отказа не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения такого собрания.

Управляющая организация обязана зарегистрировать такой отказ и не позднее чем за два рабочих дня до даты проведения ОСС:

  • представить их инициатору;

  • учесть отказы если управляющая организация сама является инициатором.

Это следует из ч. 2.1. ст. 47.1. ЖК РФ.

Действия инициатора и администратора ОСС при подготовке и проведении онлайн-ания

Администратор ОСС – это лицо, которое от имени собственников уполномочено на использование системы при проведении онлайн-ания (п. 3.3. ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Инициатором первого ОСС в системе может выступать:

  • собственник помещения МКД;

  • управляющая организация.

При этом, в случае проведения первого ОСС в ГИС ЖКХ инициатор также осуществляет и полномочия администратора ОСС (ч. 2.1. ст. 47.1. ЖК РФ).

Для проведения последующих онлайн-аний законодателем не установлены ограничения о том, кто может выступать инициатором ОСС, соответственно, начиная со второго онлайн-ания в системе, инициаторами могут являться как собственники, так и иные лица, обладающие правом инициирования собрания в соответствии с ЖК РФ (ч. 4 ст. 45 ЖК РФ).

Далее рассмотрим порядок уведомления собственников о проведении ОСС в заочной форме при помощи системы. В зависимости от того, первое это онлайн-ание или последующее, действия инициатора при подготовке ОСС будут немного различаться.

Первое онлайн-ание.

1. Инициатор ОСС (он же администратор) определяется с вопросами, которые будут выноситься на повестку дня ОСС, а также определяет с учетом требований частей 7 и 8 ст. 47.1. ЖК РФ порядок приема решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на ание и продолжительность ания по вопросам повестки дня ОСС.

2. Инициатор ОСС (он же администратор) готовит сообщение о проведении ОСС, которое должно содержать в себе сведения, перечисленные в ч. 4 ст. 47.1. ЖК РФ, а именно:

  • сведения об инициаторе ОСС;

  • форма проведения данного собрания;

  • повестка дня данного собрания (не забываем включить в нее обязательные вопросы, изложенные несколькими абзацами выше);

  • порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться;

  • сведения об администраторе общего собрания (наименование (фирменное наименование), организационно-правовая форма, место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, место постоянного проживания, номер контактного телефона, адрес электронной почты (для физического лица);

  • место и (или) фактический адрес администратора общего собрания;

  • дата и время начала и окончания проведения ания с использованием системы по вопросам, поставленным на ание;

  • порядок приема администратором общего собрания оформленных в письменной форме решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на ание.

На основании ч. 5 ст. 47.1. ЖК РФ в сообщение о проведении ОСС также подлежит включению порядок представления письменных отказов собственников от проведения собрания согласно          ч. 2.1. ст. 47.1. ЖК РФ

3. Инициатор ОСС (он же администратор) не позднеечем за десять рабочих дней до даты проведения такого ОСС:

  • размещает в системе и направляет собственникам помещений в МКД с использованием системы сообщение о проведении ОСС и о порядке представления в соответствии с ч. 2.1. ст. 47.1. ЖК РФ письменного отказа от проведения такого собрания в системе;

  • размещает в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или на придомовой территории) указанное сообщение;

  • размещает в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или на придомовой территории) правила доступа к системе не зарегистрированных в ней собственников помещений в многоквартирном доме.

Такой алгоритм действий для инициатора первого онлайн-ания установлен ч. 5 ст. 47.1. ЖК РФ.

4. Инициатор ОСС (он же администратор) указывает в системе:

  • сведения об участниках ОСС;

  • правоустанавливающие документы на помещения;

  • решение по каждому вопросу повестки дня, переданное ему собственником в письменной форме и выраженное формулировками «за», «против» или «воздержался»;

  • размещает в системе электронный образ указанного решения собственника в течение одного часа с момента получения такого решения.

Такие требования устанавливает ч. 10 ст. 47.1. ЖК РФ.

Последующие онлайн-ания.

1. Инициатор определяет повестку дня ОСС и передает не позднее чем за четырнадцать дней до даты начала проведения ОСС администратору ОСС сообщение о проведении такого собрания, которое должно отвечать требованиям, предусмотренным ч. 4 ст. 47.1. ЖК РФ (о них мы писали выше (ч. 3 ст. 47.1. ЖК РФ)).

2. Администратор не позднее чем за десять дней до даты и времени начала проведения ОСС размещает в системе сообщение о проведении ОСС, переданное ему в соответствии с ч.2 ст. 47.1. ЖК РФ. В указанный срок администратор направляет сообщение о проведении ОСС каждому собственнику помещения в данном доме посредством системы (ч. 5 ст. 47.1. ЖК РФ).

3. Администратор указывает и размещает в системе сведения, перечисленные в ч. 10 ст. 47.1. ЖК РФ.

Продолжительность онлайн-ания и оформление его результатов

Продолжительность ания по вопросам повестки дня ОСС с использованием системы должна составлять не менее чем семь дней и не более чем шестьдесят дней с даты и времени начала проведения такого ания (ч. 8 ст. 47.1. ЖК РФ). В предыдущей редакции продолжительность онлайн-ания составляла от трех до пяти дней. Как мы помним, для каждого МКД продолжительность ания определяется ОСС.

Онлайн-ание проводится без перерыва с даты и времени его начала и до даты и времени его окончания (ч. 9 ст. 47.1. ЖК РФ).

Решения ОСС, принятые по результатам ания с использованием системы, по вопросам, поставленным на ание, автоматически формируются в форме протокола и размещаются в системе в течение одного часа после окончания такого ания (ч. 11 ст. 47.1. ЖК РФ).

Протоколы ОСС, сформированные с использованием системы, электронные образы решений собственников по поставленным на ание вопросам, переданные администратору общего собрания, хранятся в системе (ч. 12 ст. 47.1. ЖК РФ).

Компания «Бурмистр.ру» разработала уникальную CRM-систему для УК и ТСЖ, с помощью которой можно провести общее собрание собственников причем абсолютно БЕСПЛАТНО. Вся необходимая информация о сервисе здесь

Источник: https://www.burmistr.ru/stati/sudebnaya-praktika51303298/algoritm-deystviy-pri-provedenii-onlayn-golosovaniya-sobstvennikov-pomeshcheniy-mkd/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.