Земля как объект хозяйствования

Земля как объект природы, хозяйствования (пользования), собственности

Земля как объект хозяйствования

Влияние этого триединства на правовое регулирование земельных отношений.

Триединая сущность земли:

1) Объект природы:

· Естественное происхождение

· Нахождение в естественной экологической системе

2) Объект хозяйствования (использования)

Формами использования земли являются:

a. Средство производства в сельском и лесном хозяйстве

b. Пространственно-территориальный базис для размещения иных объектов. Все земли в РФ относятся к той или иной категории, перечень категорий в ст. 7 ЗК РФ, всего 7 категорий:

1. Земли с\х назначения (ФЗ «об обороте земель с\х назначения»)

2. Земли населенных пунктов (градостроительный кодекс)

3. Земли промышленности, энергетики, связи, радиовещания, ТВ, информатики, для обеспечения космической деятельности и иного специального назначения

4. Земли особо охраняемых территорий и объектов (ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»)

5. Земли водного фонда (Водный кодекс)

6. Земли лесного фонда (Лесной кодекс)

7. Земли-запасы

При использовании земельных участков необходимо определиться к какой категории он принадлежит, какое целевое назначение и разрешенное использование для него предусмотрено.

ЗП одним из важнейших принципов провозглашает принцип рационального использования и охраны земель.

3) Объект собственности

ч. 2 ст. 9 Конституции РФ закрепила, что земля в РФ может находиться в частной, государственной, муниципальной и других формах собственности.

Существует презумпция, что земля в РФ не может находиться в режиме бесхозяйной вещи, т.к. если земля не находится в собственности частной и муниципальной, то она находится в государственной.

2. Земля как недвижимое имущество. Земля и территория (отраслевая принадлежность этих понятий и их соотношение).

Объектом права собственности может быть только земельный участок, а не земля. Исключительно земельный участок рассматривается как объект недвижимости (индивидуально-определенный объект).

Понятие недвижимости содержится в ст. 130 ГК РФ. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначения невозможно, в т.ч. здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Сделки с недвижимостью и вещные права на недвижимость подлежат государственной регистрации. Право собственности является основным, системообразующим, все иные виды прав на землю берут производными от него.

Существует 2 вида недвижимого имущества. Разница между ними заключается в их происхождении: являются ли они результатом деятельности человека (здания, сооружения) или природного происхождения.

Также различие состоит в их правовом режиме (режиме использования). Земля – это недвижимое имущество особого рода => её правовой режим отличается от других. Для определения этого режима и существует отрасль земельного права.

Хотя правовой режим земли формируется и нормами других отраслей права.

Земля – это эколого-экономическая категория. Территория – это категория государственно-правовая, относится к конституционному праву. Отождествлять эти понятия не стоит.

Территория – это пределы, в которых распространяется гос. власть, в которой органы гос. власти осуществляют свои полномочия. Территория – это атрибут гос. суверенитета. В рамках территории осуществляются властные полномочия гос-ва.

Земле присущ и политический фактор.

3. Земельная реформа в РФ. Общая характеристика.

20 ноября 1990 г. был принят Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», 23 ноября 1990 г. – Закон РСФСР «О земельной реформе». 25 апреля 1991 г.

был принят Земельный кодекс РСФСР, закрепивший реформенные положения.

Помимо реформенных нормативных документов были приняты на уровне РФ (РСФСР) законодательные и подзаконные акты, призванные урегулировать отношения в рамках нового земельного режима.

Очередные изменения, повлиявшие на продвижение земельной реформы, произошли ввиду конституционной реформы 1993 г. и нашли отражение в Конституции РФ (ст. 9), с принятием которой был окончательно отменен десятилетний мораторий на продажу земельных участков.

Конституцией РФ было закреплено, что земля может находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности.

Принципиальное значение для утверждения права собственности на землю имеет принятие нового ГК РФ. Введение этим документом основных понятий и категорий, распространяющихся и на отношения собственности на землю, устранили много пробелов в этой области. В то же время обострилась другая проблема, связанная с соотношением земельного и гражданского права.

4. Предмет, метод, задачи и принципы земельного права.

Предмет земельного права – общественные отношения по поводу рационального использования и охраны земли в РФ.

Особенности:

1. Объектом данных отношений является земля, как результат эволюционного развития материального мира.

2. Данное отношение функционирует в сфере взаимодействия природы и общества и следовательно носит эколого-экономический характер.

Отношения основаны на различных формах собственности на землю. Имеют имущественный характер, т.к. земельный участок относится к недвижимому имуществу. Возникают на основании различных титулов владения землей.

Земельные отношения имеют комплексный характер, т.к. регулируются не только нормами ЗП, но и административного права, КП и ряда других отраслей.

ЗП регулирует следующие группы общественных отношений:

1. Порядок перевода земель из одной категории в другую (ст. 8 ЗК + ФЗ «О переводе земель и земельных участков из 1 категории в другую»)

2. Охрана земель (гл. 2 ЗК РФ)

3. Использование земель (гл. 4 ЗК РФ)

4. Основания возникновения и прекращения прав на земельные участки (гл. 5 и 6 ЗК РФ)

5. Осуществление прав и обязанностей собственников и землепользователей (гл. 6 ЗК РФ)

6. Порядок возмещения убытков и потерь (гл. 8 ЗК РФ)

7. Осуществление платы за землю (гл. 10 ЗК РФ)

8. Мониторинг земель, землеустройство и ведение государственного земельного кадастра

9. Осуществление земельного контроля (гл. 12 ЗК РФ)

10. Юридическая ответственность за земельное правонарушение

Метод в ЗП является комплексным, состоит из гражданско-правового и административно-правового.

1) Гражданско-правовой метод – метод диспозитивный, метод юридического равенства сторон, метод координации.

2) Административно-правовой – метод императивный, метод субординации. Преобладает метод административно-правовой, т.к. в ЗП существует приоритет охраны земли перед её использованием

Задачи ЗП:

ЗК 2001 г. не закрепил задач, стоящих перед земельным законодательством. Анализ других правовых актов позволяет сделать вывод о наличии 4 задач:

1. Рациональное использование и охрана земли

2. Обеспечение равенства форм хозяйствования на земле

3. Обеспечение экологического равновесия (экологической безопасности)

4. Защита прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства.

Принципы земельного права (содержатся в ст.1 ЗК РФ 2001 г.):

1) принцип планового и строго целевого использования земель.

Существует генеральный план муниципального образования г. Екатеринбурга, в котором все земельные участки расписаны на настоящее время и распланировано их использование на будущее. Земли с/х использования распланированы внутрихозяйственным планом. Земли должны использоваться исключительно по тому назначению, для которого они предназначены (в противном случае земли могут быть изъяты).

2) принцип устойчивости (стабильности) землепользования.

В нём особенно заинтересованы субъекты на землях с/х назначения (т.к. им приходится делать долгосрочные вложения в землю и они должны быть уверены в своих правах на неё).

Когда земля получена на титуле собственности, имеет место бессрочное пользование.

Однако даже частная собственность на землю не может быть безграничной и все дозволенной, земельные участки могут быть изъяты в особых случаях по основаниям, указанным в ЗК РФ.

3) принцип хозяйственной самостоятельности.

Решение Пленума ЦК КПСС от марта 1965 г.

Землепользователь свободен в осуществлении своей внутрихозяйственной деятельности.

4) принцип равноправного развития различных форм хозяйствования на земле.

В советское время было 2 формы хозяйствования на земле: колхозы и совхозы. Насчитывалось 26.620 колхозов и 25.620 совхозов. Занято было 12 млн. колхозников и 11,8 млн. человек в совхозах. Колхозы – это крупные с/х объединения, насчитывавшие каждый 10 – 12 тыс.

работников. Колхозами и совхозами производилось 80% всей валовой продукции. Потом вышел Указ Президента РФ от 27.12.91 г.

«О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», содержащий предписание реорганизовать колхозы и совхозы в другие формы хозяйствования. В Свердловской области сейчас насчитывается около 50 колхозов.

На базе бывших колхозов и совхозов сейчас открыты с/х кооперативы, акционерные общества, хозяйственные товарищества, крестьянские (фермерские) хозяйства (их сейчас насчитывается 270 – 280 тыс.) и иные.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a1888.html

Земля как недвижимое имущество. Земля и территория (отраслевая принадлежность этих понятий и их соотношение)

Земля как объект хозяйствования

Земля как объект природы, хозяйствования (пользования), собственности. Влияние этого триединства на правовое регулирование земельных отношений.

Земля как объект правового регулирования выполняет троякую роль:

1. в экологическом понимании – это природный объект, составная часть природной среды, взаимодействующая с другими объектами природы – лесами, недрами, водами, а в широком смысле охватывающая все природные ресурсы;

2. с экономической точки зрения – это объект хозяйственной и иной деятельности (является материальной базой всякого производства; она – источник (ресурс) для удовлетворения самых разнообразных потребностей человека);

3. в социальном отношении – это объект собственности (государственной, кооперативной, частной и личной).

Земля как природный объект

Земля – важнейший компонент природной среды, который функционирует по законам живого организма, способствует очищению атмосферы, хранит водные ресурсы, является питательной средой для всего живого. Земная поверхность имеет территориальные ограничения, она не может быть произвольно увеличена людьми в зависимости от их потребностей.

Равным образом она не подлежит замене никаким другим средством производства, не устаревает и не изнашивается, как это происходит в отношении орудий и средств производства. При рациональном использовании земли ее плодородие постоянно возрастает, что, в свою очередь, влияет на ценностные характеристики данного объекта.

Это, безусловно, свидетельствует о том, что земельные отношения являются отношениями особого рода и не могут, как предлагают некоторые ученые, устанавливаться и определяться нормами гражданского права, а должны регулироваться нормами земельного права с учетом норм гражданского права только в части, не урегулированной нормами земельного права.

Земля обладает уникальными, невосполнимыми человеком, только ей присущими свойствами, она для каждого человека составляет основу жизни, условие его существования, источник удовлетворения его естественных нужд и потребностей, а также место хозяйственной и иной деятельности, способной изменить экологическую обстановку как в регионе, так и в планетарном масштабе.

Земля выступает как основа жизни и общенациональное достояние, как компонент природы, биосферная категория.

Земля как объект собственности

Современная система прав на земельные участки основывается на едином первичном праве – праве собственности. В зависимости от субъектов права выделяют три основные формы собственности на земельные участки (ст. 9 Конституции РФ):  государственную; муниципальную; частную; (и иные формы собственности – по Конституции РФ).

При этом право собственности, и в особенности право частной собственности, носит ограниченный характер. Так, собственник обязан соблюдать:

· установленное целевое назначение земельного участка;

· ограничения, установленные для оборота земельных участков, и т.д.

В ст. 9 Конституции РФ провозглашено: “Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности”.

Перечень субъектов соответствующих форм собственности определяется в соответствии с подразделом 2 Гражданского кодекса РФ.

Поскольку круг субъектов права собственности регулируется гражданским законодательством, которое находится в исключительном ведении Российской Федерации, изменение круга субъектов права собственности на региональном или муниципальном уровне невозможно.

Земля как объект хозяйствования (пользования)

Является материальной базой всего производства.

– земля как средство производства в сельском и лесном хозяйстве

– земля как базис для застройки

Особенности правового регулирования земельных отношений:

1. земля для каждого человека составляет основу жизни, условие его существования, источник удовлетворения его естественных нужд и потребностей; она способна изменить экологическую обстановку как в регионе, так и в планетарном масштабе;

2. так как земля представляет собой место хозяйственной и иной деятельности – основным субъектом земельной собственности должны быть граждане РФ;

3. деятельность государственных органов, организаций и граждан относительно земли должна осуществляться с учетом интересов не только настоящего, но и будущих поколений;

4. распоряжение землей на данной территории реализуется, как правило, через органы местного самоуправления (их администрации);

5. установление режима хозяйственной эксплуатации земель, передача и изъятие земель в пользование, аренду, владение или продажа в собственность происходит путем специальных землеустроительных действий;

6. вместе с изменением режима земельных участков происходит перемещение собственников и других пользователей землей на участок с новым режимом (так, с предоставлением земельного участка фермеру, последний переселяется на него, обзаводится хозяйственными и иными постройками, осуществляет разработку и окультуривание земель);

7. в земельных отношениях особую значимость обретает институт соседства, который является неизбежным следствием неперемещаемости землепользования (этот институт порождает права и обязанности).

Земля как недвижимое имущество. Земля и территория (отраслевая принадлежность этих понятий и их соотношение).

Земля является важнейшей разновидностью недвижимого имущества. В основе деления вещей на движимые и недвижимые лежит право собственности на землю, поскольку недвижимые вещи определяются прежде всего через связь с землей. Правовой режим того или иного земельного участка определяется тем, для какой цели предназначен данный земельный участок.

Необходимо учитывать, что существует деление земель на изъятые из оборота, ограниченные в обороте и не изъятые из оборота. Отчуждение земельных участков, полностью изъятых из оборота, не допускается вообще.

А земли, ограниченные в обороте, могут приобретать лишь отдельные участники гражданских и земельных правоотношений при определенном целевом назначении земель.

Например, предметом сделки не могут являться земли, которые являются исключительной государственной собственностью.

Вместе с тем имущественные правоотношения по поводу земли имеют определенную специфику, которая заключается в том, что земельные участки должны использоваться строго по назначению, сам оборот земельных участков ограничен, действует презумпция государственной собственности на земельные участки, не принадлежащие гражданам, юридическим лицам либо муниципальным образованиям (п. 2 ст. 214 ГК РФ). Невыполнение установленных земельным законодательством правил пользования земельным участком может повлечь его изъятие у собственника. Это правило закреплено в ст. 285 ГК. В частности, основанием для изъятия земельного участка могут, например, служить факт грубого нарушения правил рационального использования земель или использования земель не по целевому назначению либо случаи, когда его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Земельный участок является особой разновидностью недвижимого имущества и его правовой режим отличается от правого режима других недвижимых вещей.

Так, земельный участок может быть объектом большего по сравнению с другими видами недвижимых вещей числа ограниченных вещных прав.

В частности речь идет о таких правах как право пожизненного наследуемого владения и право постоянного бессрочного пользования земельным участком.

Особенностью земельных участков является то, что их правовой режим регулируется не только нормами гражданского права, но и земельно-правовыми нормами, среди которых важнейшими являются Земельный кодекс РФ и Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, а также так называемыми природоресурсовыми кодексами (Лесным, Водным и т.д.)

Важнейшим признаком, которому должен отвечать земельный участок для того, чтобы он был признан недвижимостью и тем самым объектом права собственности или иных прав на землю, заключается в том, что земельный участок должен быть соответствующим образом индивидуализирован. Другими словами должны быть определены его размер, границы и местоположение.

Существует 2 вида недвижимого имущества. Разница между ними заключается в их происхождении: являются ли они результатом деятельности человека (здания, сооружения) или природного происхождения.

Также различие состоит в их правовом режиме (режиме использования). Земля – это недвижимое имущество особого рода => её правовой режим отличается от других. Для определения этого режима и существует отрасль земельного права.

Хотя правовой режим земли формируется и нормами других отраслей права.

Земля – это эколого-экономическая категория. Территория – это категория государственно-правовая, относится к конституционному праву. Отождествлять эти понятия не стоит.

Территория – это пределы, в которых распространяется гос. власть, в которой органы гос. власти осуществляют свои полномочия. Территория – это атрибут гос. суверенитета. В рамках территории осуществляются властные полномочия гос-ва. Земле присущ и политический фактор.

Необходимо отграничивать статус территории от территориальных (пространственных) аспектов распоряжения землей.

При этом в понятие “земля” следует включать поверхность, недра, воды, леса нашей планеты, способные быть предметом правоотношений собственности.

Таким образом, под землеустройством можно понимать совокупность мероприятий, регулирующих земельные отношения путем изменения сложившихся и создания новых пространственных форм организации земли, способствующих расширенному воспроизводству господствующего способа производства.

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1. земли сельскохозяйственного назначения;

2. земли населенных пунктов;

3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4. земли особо охраняемых территорий и объектов;

5. земли лесного фонда;

6. земли водного фонда;

7. земли запаса.

Территория – это часть поверхности с определёнными границами. Территорией прежде всего называется земельное пространство, на которое распространяется юрисдикция государства или административной единицы (территориального образования) в его составе.

Ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” устанавливает, что

1. территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями;

2. территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

3. в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Таким образом, можно сделать вывод, что “территория” соотносится с “землями” как целое и часть.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s43076t11.html

Земля как объект природы, объект собственности и объект хозяйствования (пользования). Земля и территория

Земля как объект хозяйствования

Земля как объект правового регулирования выполняет троякую роль:

    1. в экологическом понимании – это природный объект, составная часть природной среды, взаимодействующая с другими объектами природы – лесами, недрами, водами, а в широком смысле охватывающая все природные ресурсы;
    2. с экономической точки зрения – это объект хозяйственной и иной деятельности (является материальной базой всякого производства; она – источник (ресурс) для удовлетворения самых разнообразных потребностей человека);
    3. в социальном отношении – это объект собственности (государственной, кооперативной, частной и личной).

Земля как природный объект

Земля – важнейший компонент природной среды, который функционирует по законам живого организма, способствует очищению атмосферы, хранит водные ресурсы, является питательной средой для всего живого.

Земная поверхность имеет территориальные ограничения, она не может быть произвольно увеличена людьми в зависимости от их потребностей. Равным образом она не подлежит замене никаким другим средством производства, не устаревает и не изнашивается, как это происходит в отношении орудий и средств производства.

При рациональном использовании земли ее плодородие постоянно возрастает, что, в свою очередь, влияет на ценностные характеристики данного объекта.

Это, безусловно, свидетельствует о том, что земельные отношения являются отношениями особого рода и не могут, как предлагают некоторые ученые, устанавливаться и определяться нормами гражданского права, а должны регулироваться нормами земельного права с учетом норм гражданского права только в части, не урегулированной нормами земельного права.

Земля обладает уникальными, невосполнимыми человеком, только ей присущими свойствами, она для каждого человека составляет основу жизни, условие его существования, источник удовлетворения его естественных нужд и потребностей, а также место хозяйственной и иной деятельности, способной изменить экологическую обстановку как в регионе, так и в планетарном масштабе.

Земля выступает как основа жизни и общенациональное достояние, как компонент природы, биосферная категория.

Земля как объект собственности

Современная система прав на земельные участки основывается на едином первичном праве – праве собственности.

В зависимости от субъектов права выделяют три основные формы собственности на земельные участки (ст. 9 Конституции РФ):

    1. государственную;
    2. муниципальную;
    3. частную;
    4. (и иные формы собственности – по Конституции РФ).

При этом право собственности, и в особенности право частной собственности, носит ограниченный характер. Так, собственник обязан соблюдать:

    • установленное целевое назначение земельного участка;
    • ограничения, установленные для оборота земельных участков, и т.д.

В ст. 9 Конституции РФ провозглашено: “Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности”.

Перечень субъектов соответствующих форм собственности определяется в соответствии с подразделом 2 Гражданского кодекса РФ.

Поскольку круг субъектов права собственности регулируется гражданским законодательством, которое находится в исключительном ведении Российской Федерации, изменение круга субъектов права собственности на региональном или муниципальном уровне невозможно.

Земля как объект хозяйствования (пользования)

Земля представляет собой весьма сложный хозяйственный объект, обладающий множеством различных свойств и в силу этого находящийся в сфере деятельности различных отраслей права:

    1. конституционного, нормами которого регулируются административно-государственное устройство, государственные границы и суверенитет народов;
    2. административного, определяющего систему и компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений, устанавливающего ответственность за различные виды земельных правонарушений, и т. п.;
    3. гражданского, регулирующих земельные отношения по принципам гражданского права. 

Государственный контроль за использованием земель должен проводиться в целях соблюдения собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами земельных участков требований закона.

Так как земля является единственным местом обитания всего живого, государство в публичных интересах должно осуществлять наблюдение за состоянием земель посредством мониторинга, который должен осуществляться в целях:

    1. своевременного выявления и прогнозирования развития негативных последствий, влияющих на качество и состояние земель, разработки и реализации мер по предотвращению этих процессов;
    2. оценки эффективности этих землеохранительных мероприятий;
    3. информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны земель, которое должно включать:

Государственный мониторинг земель является составной частью системы государственного мониторинга окружающей природной среды.

Особенности правового регулирования земельных отношений:

    1. земля для каждого человека составляет основу жизни, условие его существования, источник удовлетворения его естественных нужд и потребностей; она способна изменить экологическую обстановку как в регионе, так и в планетарном масштабе;
    2. так как земля представляет собой место хозяйственной и иной деятельности – основным субъектом земельной собственности должны быть граждане РФ;
    3. деятельность государственных органов, организаций и граждан относительно земли должна осуществляться с учетом интересов не только настоящего, но и будущих поколений;
    4. распоряжение землей на данной территории реализуется, как правило, через органы местного самоуправления (их администрации);
    5. установление режима хозяйственной эксплуатации земель, передача и изъятие земель в пользование, аренду, владение или продажа в собственность происходит путем специальных землеустроительных действий;
    6. вместе с изменением режима земельных участков происходит перемещение собственников и других пользователей землей на участок с новым режимом (так, с предоставлением земельного участка фермеру, последний переселяется на него, обзаводится хозяйственными и иными постройками, осуществляет разработку и окультуривание земель);
    7. в земельных отношениях особую значимость обретает институт соседства, который является неизбежным следствием неперемещаемости землепользования (этот институт порождает права и обязанности).

Кроме того, земля обладает устойчивой природной неоднородностью, что порождает:

    • дифференциацию правового режима в зависимости от категорий, угодий, зон и других особенностей земель;
    • экономико-правовой режим выравнивания условий хозяйствования на земле (например, могут освобождаться от платы за земельные участки лица, осуществляющие их сельскохозяйственное освоение, на весь период, предусмотренный проектом производства работ; могут не взиматься с предприятий и граждан земельный налог и арендная плата за землю, находящуюся в периоде ее сельскохозяйственного освоения).

Земля и территория

Необходимо отграничивать статус территории от территориальных (пространственных) аспектов распоряжения землей.

При этом в понятие “земля” следует включать поверхность, недра, воды, леса нашей планеты, способные быть предметом правоотношений собственности.

Таким образом, под землеустройством можно понимать совокупность мероприятий, регулирующих земельные отношения путем изменения сложившихся и создания новых пространственных форм организации земли, способствующих расширенному воспроизводству господствующего способа производства.

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

Земли, указанные выше, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности

    • к той или иной категории и
    • разрешенного использования

в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Территория – это часть поверхности с определёнными границами. Территорией прежде всего называется земельное пространство, на которое распространяется юрисдикция государства или административной единицы (территориального образования) в его составе.

Ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” устанавливает, что
    1. территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями;
    2. территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
    3. в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Таким образом, можно сделать вывод, что “территория” соотносится с “землями” как целое и часть.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/zemlya-kak-obekt-prirodi-obekt-sobstvennosti-i-obekt-chozyaystvovaniya-polzovaniya--zemlya-i-territoriya

Земля как объект природы, хозяйствования (пользования), собственности. Влияние этого триединства на правовое регулирование земельных отношений

Земля как объект хозяйствования

Вопросыдля аттестации по ЗП

  1. Земля как объект природы, хозяйствования (пользования), собственности. Влияние этого триединства на правовое регулирование земельных отношений.

  2. Земля как недвижимое имущество. Земля и территория (отраслевая принадлежность этих понятий и их соотношение).

  3. Земельная реформа в РФ. Общая характеристика.

  4. Задачи и предмет земельного права.

  5. Методы земельного права.

  6. Принципы земельного права.

  7. Земельные правоотношения, их классификация.

  8. Понятие, становление и развитие земельного права.

  9. Система земельного права как отрасли права.

  10. Место земельного права в системе российского права и его взаимодействие с другими отраслями права.

  11. Понятие и особенности источников земельного права.

  12. Понятие и система земельного законодательства. (ВОПРОС 11)

  13. Земельное законодательство в дореволюционной России. (ВОПРОС 8 И ТАБЛ)

  14. Земельное законодательство советского периода. (ВОПРОС 8 И ТАБЛ)

  15. Современное земельное законодательство России.(ВОПРОС 11)

  16. Общая характеристика Земельного кодекса РФ.

  17. Основы государственной политики развития земельных отношений

  18. Понятие и общая характеристика права собственности на землю.

  19. Формы, объекты и субъекты права собственности на землю.

  20. Правовые основы разграничения государственной собственности на землю.

  21. права собственности на землю. Ограничения правомочий собственника и их социальная природа. Правовые формы реализации правомочий собственника земли.

  22. Понятие и общая характеристика права пользования землей. Субъекты, объекты, виды права пользования землей.

  23. Земельные участки, изъятые из оборота в Российской Федерации

  24. Земельные участки, ограниченные в обороте в Российской Федерации

  25. Понятие и общая характеристика права пользования землей. Субъекты, объекты, виды права пользования землей. (ВОПРОС 22)

  26. .Основания возникновения и прекращения права пользования землей.

  27. Приватизация земли (виды, условия, порядок).

  28. Сделки с землей (условия, виды, порядок).

  29. Купля-продажа земли.(ВОПРОС 28)

  30. Право пожизненного наследуемого владения.

  31. Постоянное (бессрочное) пользование землей.

  32. Аренда земли. (+ ВОПРОС 28)

  33. Безвозмездное срочное пользование землей.

  34. Право ограниченного пользования чужими земельными участками.

  35. права пользования землей. Ограничение прав землепользователей.

  36. Понятие рационального использования земель.

  37. Защита и гарантии прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

  38. Возмещение убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам.

  39. Экономическое стимулирование рационального использования земель.

  40. Плата за землю. Формы платы за землю.

  41. Земельный налог (плательщики, объект налогообложения)

  42. Арендная плата за землю

  43. Стоимость земли (виды, порядок определения)

  44. Рыночная стоимость земли (ВОПРОС 43)

  45. Кадастровая стоимость земли

  46. Понятие и общая характеристика государственного управления в области использования и охраны земель.

  47. Виды и органы управления в области использования и охраны земель.

  48. Компетенция Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправленияв области регулирования земельных отношений.

  49. Мониторинг земель.

  50. Государственный земельный надзор.

  51. Учет земель. Понятие, структура и порядок ведения государственного земельного кадастра.

  52. Предоставление земель в собственность (+ ВОПРОС 27, 28)

  53. Предоставление земель в пользование (+ ВОПРОС 31,32,33,34)

  54. Изъятие земель у собственников, пользователей

  55. Землеустройство (понятие, содержание).

  56. Мелиорация земель (понятие, содержание).

  57. Рекультивация земель (понятие, содержание).

  58. Понятие правового режима земель, его единство и дифференциация.

  59. Порядок перевода земель из одной категории в другую.

  60. Понятие, цели, задачи и содержание правовой охраны земель.

  61. Понятие и особенности ответственности за земельные правонарушения.

  62. Административная ответственность за земельные правонарушения.

  63. Дисциплинарная и уголовная ответственность за земельные правонарушения.

  64. Гражданско-правовая ответственность за земельные правонарушения.

  65. Понятие, состав и общая характеристика земель сельскохозяйственного назначения.

  66. Субъекты и формы пользования землей в сельском хозяйстве.(+ ВОПРОС 65)

  67. Права и обязанности собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земель сельскохозяйственного назначения.

  68. Управление в области использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения.

  69. Понятие, состав и общая характеристика земель населенных пунктов

  70. Управление в области использования и охраны земель населенных пунктов.

  71. Правовой режим земель пригородных зон, ограничения в их использовании.

  72. Понятие, состав и общая характеристика земель промышленности и иного специального назначения

  73. Понятие, состав и общая характеристика земель водного фонда

  74. Понятие, состав и общая характеристика земель лесного фонда

  75. Понятие, состав и общая характеристика земель особо охраняемых территорий и объектов

  76. Понятие, виды и общая характеристика земель особо охраняемых природных территорий.

  77. Понятие и общая характеристика земель лечебно-оздоровительного, природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения.

  78. Понятие, состав и общая характеристика фонда перераспределения земель

  79. Понятие, состав и общая характеристика земель запаса

  80. Правовое регулирование земельных отношений в зарубежных странах.

Объектомземельного правоотношения считаетсяиндивидуально определенный (т.е.сформированный) земельный участок, поповоду которого возникают земельныеотношения.

В сфере государственногоуправления земельным ресурсом объектамиземельных отношений могут быть весьфедеральный земельный фонд в целом, егосоставные части в пределах границсубъектов РФ, административно-территориальныхобразований, отдельные участки.

Статья6 Земельного кодекса содержит исчерпывающийперечень объектов земельных отношений:

-земля как природный объект и природныйресурс;

-земельные участки;

-части земельных участков.

Землякак объект правового регулированиявыполняет троякую роль:

вэкологическом понимании– это природный объект, составная частьприродной среды, взаимодействующая сдругими объектами природы – лесами,недрами, водами, а в широком смыслеохватывающая все природные ресурсы;

важнейшийкомпонент природной среды, которыйфункционирует по законам живогоорганизма, способствует очищениюатмосферы, хранит водные ресурсы,является питательной средой для всегоживого.

Это,безусловно, свидетельствует о том, чтоземельные отношения являются отношениямиособого рода и не могут, как предлагаютнекоторые ученые, устанавливаться иопределяться нормами гражданскогоправа, а должны регулироваться нормамиземельного права с учетом норм гражданскогоправа только в части, не урегулированнойнормами земельного права.

сэкономической точки зрения– это объект хозяйственной и инойдеятельности (является материальнойбазой всякого производства; она –источник (ресурс) для удовлетворениясамых разнообразных потребностейчеловека);

Земляпредставляет собой весьма сложныйхозяйственный объект, обладающиймножеством различных свойств и в силуэтого находящийся в сфере деятельностиразличных отраслей права (адм., конст,гр-е). в связи с этим осуществляет гос.Контроль и мониторинг

всоциальном отношении– это объект собственности (государственной,кооперативной, частной и личной).

Взависимости от субъектов права выделяюттри основные формы собственности наземельные участки (ст. 9 КонституцииРФ):

  • государственную;

  • муниципальную;

  • частную;

  • (и иные формы собственности – по Конституции РФ).

Приэтом право собственности, и в особенностиправо частной собственности, носитограниченный характер. Так, собственникобязан соблюдать:

  • установленное целевое назначение земельного участка;

  • ограничения, установленные для оборота земельных участков, и т.д.

нетолько земля, но и объекты, находящиесяв неразрывной связи с ней, признаютсянедвижимым имуществом.

Существует2 вида недвижимого имущества. Разницамежду ними заключается в их происхождении:являются ли они результатом деятельностичеловека (здания, сооружения) илиприродного происхождения.

Также различиесостоит в их правовом режиме (режимеиспользования). Земля – это недвижимоеимущество особого рода => её правовойрежим отличается от других. Для определенияэтого режима и существует отрасльземельного права.

Хотя правовой режимземли формируется и нормами другихотраслей права.

Земля- это эколого-экономическая категория.Территория – это категориягосударственно-правовая, относится кконституционному праву. Отождествлятьэти понятия не стоит.

Территория- это пределы, в которых распространяетсягос. власть, в которой органы гос. властиосуществляют свои полномочия. Территория- это атрибут гос. суверенитета. В рамкахтерритории осуществляются властныеполномочия гос-ва. Земле присущ иполитический фактор.

Приэтом в понятие “земля” следует включатьповерхность, недра, воды, леса нашейпланеты, способные быть предметомправоотношений собственности.

Такимобразом, можно сделать вывод, что”территория” соотносится с “землями”как целое и часть.

Источник: https://studfile.net/preview/6695362/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.