Земля как объект

земля как объект земельных отношений

Земля как объект
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13

1.земля как объект земельных отношений.
Объектами земельных правоотношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.
Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом.

Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли. Сущность и специфика включения земли в правовой оборот в целом определены принципами земельного законодательства, установленными ЗК РФ, и содержанием земельных отношений.

Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения.

Определения земельного участка, содержащиеся в иных нормативных актах, в том числе в федеральных законах, должны соответствовать данному понятию.

Несмотря на то что правовые нормы могут быть установлены в отношении земли как природного объекта и природного ресурса, конкретные земельные отношения в большинстве случаев возникают по поводу определенного земельного участка – объекта земельных правоотношений.

Законодательством выставляется несколько существенных требований по оформлению земельного участка.

Земельный участок как объект отношений должен быть индивидуально определен. Это означает, что он должен иметь определенные в соответствии с законодательством и за-(репленные в правоустанавливающих и иных документах границы. О земельном участке также должны быть известны его местоположение, площадь, целевое назначение, разрешенное использование.

Действия по формированию земельных участков составляют основу землеустроительной деятельности, урегулированной нормами как ЗК РФ, так и ФЗ «О землеустройстве». Данные об участках учитываются в соответствии с установленными требованиями о ведении государственного земельного кадастра. Отдельные условия формирования земельного участка установлены ЗК РФ.

Земельный участок может быть делимым и неделимым.

[attention type=green]
Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии со ст.
[/attention]

133 ГК РФнеделимой признается вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения.
Земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
земли сельскохозяйственного назначения;
земли населенных пунктов;
земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
земли особо охраняемых территорий и объектов;
земли лесного фонда;
земли водного фонда;
земли запаса.
При этом включение земли, земельных участков в гражданско-правовой оборот не умаляет их значения как природного объекта, природного ресурса.

2.предмет земельного права (виды земельных отношений) как отрасли права.
Предметом земельного права как отрасли российского права являются общественные отношения по поводу земли как основы жизни и деятельности на соответствующей территории (земельные отношения).
Специфика этих отношений как самостоятельного предмета правового регулирования обусловливается их объектом – землей.

Земля является природным объектом, природным ресурсом, основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и базисом для иной деятельности. Земля как природный объект находится в органической связи с иными природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром.

Это обусловливает связь земельных правоотношений с иными правоотношениями по поводу пользования и охраны

Видами земельных правоотношений являются: регулятивные; правоохранительные, материальные и процессуальные правоотношения.

Регулятивные правоотношения – это совершение участниками отношений позитивных действий. Данные отношения возникают при практической реализации земельных отношений.

Правоохранительные правоотношения возникают по поводу правонарушений, когда существует необходимость юридического воздействия в ответ на нарушение земельного законодательства либо при угрозе наступления правонарушения.

Материальные правоотношения – это отношения, возникающие на основании норм земельного права, устанавливающие существенные права и обязанности участников земельных правоотношений.

Процессуальные правоотношения – это отношения, возникающие на основании норм процессуального права, предусматривают порядок подачи заявлений, просьб о предоставлении прав на земельные участки, правила обжалования решений компетентных органов в области земельных отношений, процедуры разрешения земельных споров.

3. Объекты земельных отношений

Объектами земельных правоотношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.
Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом.

Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли. Сущность и специфика включения земли в правовой оборот в целом определены принципами земельного законодательства, установленными ЗК РФ, и содержанием земельныхотношений.

Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения.

Определения земельного участка, содержащиеся в иных нормативных актах, в том числе в федеральных законах, должны соответствовать данному понятию.

Несмотря на то что правовые нормы могут быть установлены в отношении земли как природного объекта и природного ресурса, конкретные земельные отношения в большинстве случаев возникают по поводу определенного земельного участка – объекта земельных правоотношений.

Законодательством выставляется несколько существенных требований по оформлению земельного участка.

Земельный участок как объект отношений должен быть индивидуально определен. Это означает, что он должен иметь определенные в соответствии с законодательством и за-(репленные в правоустанавливающих и иных документах границы. О земельном участке также должны быть известны его местоположение, площадь, целевое назначение, разрешенное использование.

Действия по формированию земельных участков составляют основу землеустроительной деятельности, урегулированной нормами как ЗК РФ, так и ФЗ «О землеустройстве». Данные об участках учитываются в соответствии с установленными требованиями о ведении государственного земельного кадастра. Отдельные условия формирования земельного участка установлены ЗК РФ.

Земельный участок может быть делимым и неделимым.

[attention type=green]
Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии со ст.
[/attention]

133 ГК РФ неделимой признается вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения.
Земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
– земли сельскохозяйственного назначения;
– земли населенных пунктов;
– земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
– земли особо охраняемых территорий и объектов;
– земли лесного фонда;
– земли водного фонда;
– земли запаса.
При этом включение земли, земельных участков в гражданско-правовой оборот не умаляет их значения как природного объекта, природного ресурса

4.субъекты зем. Отношений

Являются граждане ,юр.лица ,РФ, субъекты Рф, мун. образования, иност. граждане лица без гражданства.

Суъектами могут быть только дееспособные лица которые имеют права и могут нести обязанности.

Субъектами могут быть (м.б.)

Собственники зем.частка

Землепользователь –на праве пожизненного бессрочного или безвозмездного пользования

Землевладельцы на праве пожизненно наследуемого пользования

Арендаторы

Обладатели сервитутов

5.понятие и особенности методов земельного права

Понятие:способ регулирования отношений по  использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народ находящихся на территории

Особенности методов:

1)императивный- исключает равенство сторон .присутствует власть и подчинение

Устанавливает обязанности запреты .возможное и должное поведение

2)диспозитивный метод- свобода в реализации своих целей и задач

Виды: рекомендательный санкционированный делегирующий

6.Основные принципы земельного права

Земельному праву как самостоятельной отрасли права присущи следующие принципы:

  1.  учет значения земли как основы жизни и деятельности человека,
  2.  приоритет охраны земли
  3.  приоритет охраны жизни и здоровья человека
  4.  участие граждан и общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю;
  5.  единство судьбы земельных участков
  6.  сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий,
  7.  гласность использования земли;
  8.  деление земель по целевому назначению
  9.  разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований;
  10.  установлению правового режима земель
  11.  сочетание интересов общества и законных интересов граждан

7.система земельного права

Под системой земельного права как отрасли права понимается последовательное расположение норм в зависимости от их значимости от их роли содержания обусловленного характером регулируемых норм общественных отношений

Система зем.права :

К общей относится :

Правовое регулирование сделок с землей

Гос. управление землепользованием

Правовое обеспечение рационального использования и охраны земель

Защита прав на землю граждан и юр. Лиц

Ответственность за нарушение закона

8.Наука земельного права

Земельное право как наука – это система научных знаний о земельном праве как отрасли права, его предмете, методе, принципах правового регулирования земельных отношений, истории развития

Как отрасль науки земельное право изучает общественные процессы и проблемы, возникающие в связи с регулированием земельных отношений
Как научная отрасль земельное право призвано:
1) обеспечить повышение эффективности земельноправовых норм;
2) способствовать совершенствованию земельного законодательства в целях организации более рационального использования и охраны земель.

9. Источниками земельного права

являются нормативно-правовые акты, принятые компетентными органами государственной власти и органами местного самоуправления, регулирующие отношения, возникающие при использовании земли.

В юридической литературе источники земельного права классифицируются на: федеральные акты РФ; акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления, а также законы и подзаконные нормативные акты.

  
  К источникам земельного права относятся:

1. Международно-правовые   договоры.

2. Конституция РФ и Федеральные конституционные законы.
3. Федеральные законы.

4. Указы Президента РФ.

5. Постановления  и распоряжения  Правительства РФ.

6. Акты министерств и иных государственных органов федеральной исполнительной власти. 

7.  Нормативно-правовые акты субъектов РФ.

8. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

9. Постановления Пленума Верховного Суда РФ и решения Высшего Арбитражного Суда РФ.

10. Вспомогательные нормативно-правовые акты (стандарты).

10.Закон- высшая форма нормативно правового акта

1. Закон – это юридический документ, содержащий нормы права.

2. Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа.

3. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.

4. Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.

5. Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.

Закон всегда нормативен.

Законы могут приниматься только высшими представительными (законодательными) органами Российской Федерации и ее субъектов либо всенародным анием.

В России законодательным органом является Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы

В конституции указано :

о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;

о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;

о праве каждого на благоприятную окружающую среду;

об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам;

Источник: http://samzan.ru/37829

Земля как природный объект и природный ресурс

Земля как объект

Как природный объект, понятие земли, сформулировано в законе «Об охране окружающей среды». Это компонента окружающей среды, находящаяся во взаимосвязи с другими компонентами и обладающая определёнными свойствами.

Природный ресурс – это некие способности для тех или иных природных объектов удовлетворять те или иные потребности. В связи с этим, рассматривая землю именно как природный объект, как природный ресурс, законодатель делит все земли в пределах территории РФ на семь категорий по их целевому назначению.

Категории земель в отличие от понятия категории земельного участка, понимаются, прежде всего, как категории, связанные с регулированием отношений, возникающих в сфере государственного управления, использования и охраны земель.

Целевое предназначение категорий земель сложилось исторически в период советской власти. Оно пришло на смену делению земель в зависимости от их назначения и в зависимости от того, кто ими мог обладать. Ранее, в императорской России выделяли: казённые земли, земли Императорского двора, общинные земли, а также земли населённых пунктов.

В советский период времени, когда была устранена частная собственность на землю, все земли являлись объектом исключительной государственной собственности и составляли единый земельный фонд. Категория «фонд» обычно описывает имущество, которое принадлежит на правах собственности тому или иному субъекта.

С момента приватизации, термин и категория «земельный фонд» ушёл из употребления, сохранилось лишь понятие земель.

Когда мы рассматриваем деление земель на категории, то мы можем сказать, что земля выступает как природный ресурс. Любой земельный участок может быть использован для возведения на нём зданий, строений, сооружений; для добычи на нём полезных ископаемых; для размещения соответствующих природных объектов, для целей сельского хозяйства, для перемещения по поверхности земли.

Однако законодатель в отдельных случаях ограничивает возможности, пределы и виды пользования земельным участком.

Статья 7 ЗК РФ содержит правило, в соответствии с которым земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1. Земли сельскохозяйственного назначения. Это земли, используемые для с/х целей или предназначенные для этих целей.

Используемые земли – это земли, которые подразделяются:

· Сельскохозяйственные угодья – земельные участки, непосредственно предназначенные для выращивания с/х продукции (пашни, пастбища);

· Земли, на которых размещаются объекты инфраструктуры, включая нежилые строения и здания, а также объекты первичной переработки с/х продукции.

По действующему законодательству особенности оборота земель с/х назначения устанавливаются лишь в отношении с/х угодий. Что касается других видов с/х земель, включая земли, предоставляемые для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, то оборот этих земель осуществляется по общим правилам, предусмотренным гражданским законодательством.

Итак, мы видим, что для земель с/х назначения характерны следующие ресурсы: возможность использования почв для выращивания с/х продукции, а также поверхности для размещения соответствующих объектов.

2. Земли населённых пунктов. К этим землям относятся все земли в пределах городской или поселковой черты, т.е. внешней границы, отделяющей земли населённых пунктов от земель других категорий.

Эта черта устанавливается законами субъектов РФ, а в Москве и Санкт-Петербурге – федеральным законом, поскольку в этом случае черта населённого пункта совпадает с границей субъекта федерации, хотя с точки зрения административного режима те же земли в пределах городской черты Москвы и СПб включают в себя и другие населённые пункты и т.н.

межселенные территории. Хотя с точки зрения правового режима, устанавливаемого земельным законодательством, это всё земли населённого пункта.

Правовой режим земель населённых пунктов регулируется актами градостроительного планирования, к которым относятся:

· Генеральный план по развитию населённого пункта,

· Правила землепользования и застройки.

Особенность регулирования состоит в том, что земли населённых пунктов делятся на функциональные зоны, в соответствии с которыми устанавливается разрешённое использование земельных участков.

Выделяют, в частности, жилые зоны, общественно-деловые зоны, зоны размещения объектов промышленности, зоны с/х использования. По сути, внутри зонирования содержатся практически все категории земель.

Так что населённый пункт, по сути, включает в себя самые разнообразные земельные участки. Это зонирование и определяет правовой режим использования земельных участков в пределах населённого пункта.

Более того, в соответствии с этими зонами предъявляются определённые требования не только к использованию земельного участка, но и к объектам недвижимости, возводимым на территории населённого пункта. Например, требования высотности.

3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и безопасности и земли иного специального назначения.

На самом деле это все земли, которые не используются, хотя могут использоваться в с/х целях. Они предназначены для размещения определённых объектов, для осуществления несельскохозяйственной и неводохозяйственной деятельности за пределами населённого пункта.

Это размещение объектов промышленности, оборонных объектов, объектов транспорта.

Особенность этих земель заключается в том, что их целевое назначение это, прежде всего, использование земли как поверхности для размещения соответствующих объектов.

Некоторые виды объектов за собой тянут ещё и определённый режим использования не только данной территории, но и прилегающих территорий: например, отдельные виды объектов высокого класса опасности, которые требует установления рядом с собой санитарно-защитных зон.

4. Земли особо охраняемых территорий и объектов. Это земли, на которых располагаются особо охраняемые природные объекты, а также памятники истории и культуры, объекты культурного наследия.

Здесь тоже нужно понимать, что к ним относятся земли, на которых размещаются соответствующие объекты. Есть глубокое заблуждение, когда в состав земель особо охраняемых природных территорий включают и охранные зоны данных объектов.

Охранные зоны могут, как входить в состав соответствующих земель, так и быть обременением, которое устанавливается в отношении использования иных категорий земель.

5. Земли лесного фонда.К ним относятся лесные участки, находящиеся в федеральной собственности и занятые произрастающей древесно-кустарниковой растительностью, а также лесные участки, предназначенные для размещения объектов лесной инфраструктуры, временные склады и другие сооружения.

Здесь необходимо иметь в виду, что понятие лесного участка и понятие земель лесного фонда – это понятия земель, полностью не совпадающие. Т.е. за пределами земель лесного фонда также существуют лесные участки, которые могут входить в состав земель с/х назначения, в состав земель обороны и безопасности. Например, пограничные зоны.

На них могут быть лесные участки, но они относятся к землям обороны. Земли населённых пунктов тоже могут включать в себя лесные участки – городские леса, но у них другой режим. Т.е. особенность земель лесного фонда заключается в том, что, это, прежде всего, это учётные величины.

Это земельные участки, находящиеся в федеральной собственности в качестве учётной категории входящие в состав земель лесного фонда.

Когда писалась последняя редакция ЛК РФ, то пытались сформулировать понятие леса. Как мы будем определять, что такое лес? В старом ЛК это понятие включало в себя практически весь биогеоценоз на данной территории: растительность, почву, животные, микроорганизмы. Т.е. лес был очень сложен как правовая категория, но с естественно-научной точки зрения это было правильно.

Особенность природных объектов состоит в том, что они меняются, а право требует формальной определённости. Природа же неформальна.

6. Земли водного фонда. Это земли, на которых расположены водные объекты, а также земли, на которых располагаются гидротехнические сооружения. К последним относятся все искусственно созданные сооружения, направленные на изменение водного режима (дамбы, плотины, ГЭС и т.п.)

7. Земли запаса. К землям запаса относятся все земли, которые не закреплены на титульном праве за кем-либо. Здесь есть известное противоречие, также как оно есть и во многих других категориях.

К землям запаса не относятся земли фондов перераспределения сельскохозяйственных земель (при характеристике сельскохозяйственных земель мы упоминали, что к сельскохозяйственным землям относятся не только земли, используемые для ведения сельского хозяйства, но и предназначенные для этих целей – земли т.н.

фондов перераспределения земель, а таковыми землями являются земельные участки, которые были изъяты ранее, земельные участки, относящиеся к т.н. невостребованным земельным долям и т.д.).

Нужно сказать, что земли запаса – это достаточно большая часть земель, это земли, которые относятся к земельному фонду Крайнего Севера, которые не относятся к землям лесного фонда и не используются для каких-либо целей.

Это не значит, что эти земли не могут использоваться: они используются в рамках т.н. общего пользования.

Категории земель крайне неоднородны, и по сути, это те или иные вариации, связанные с использованием того или иного ресурса. Они подчинены либо цели использования, либо в зависимости от объекта, расположенного на данной территории, либо от свойств самих земельных участков.

Соответственно, основным способом отнесения земель к той или иной категории, являются акты планирования. Целевое назначение определяется в рамках государственного кадастрового учёта, кроме того, в соответствии со ст.

8 ЗК характеристика земель в соответствии с их категорией указывается в актах органов исполнительной власти всех уровней о предоставлении земельных участков, в договорах, предметом которых являются земельные участки, в документах государственного кадастрового учёта, в документах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и в иных документах в случаях, установленных законом.

Кроме того, целевое назначение земель выступает в качестве обременения, устанавливаемого публичной властью, ограничение права собственности и иных прав. При переходе прав от одного лица к другому целевое назначение земель сохраняется.

Собственники, а также иные пользователи земельных участков не могут самостоятельно изменить целевое назначение земель. Целевое назначение земель может быть изменено лишь уполномоченным органом публичной власти.

По общему правилу перевод земель из одной категории в другую осуществляется в зависимости от принадлежности земельных участков, а также их целевого назначения. Здесь реализуется ещё один принцип земельного права: право власти в земельных отношениях преобладает над правом собственности.

В случаях, когда земельные участки принадлежат на праве собственности публичным образованиям, одновременно осуществляется и право собственности, и право власти.

соответственно, земли федеральной собственности, их целевое назначение могут быть изменены только Правительством РФ, назначение земель субъектов – ОИВ субъектов РФ, земли в муниципальной собственности: целевое назначение изменяется органами местного самоуправления.

В тех случаях, когда земли находятся в частной собственности, то целевое назначение изменяется органами местного самоуправления за исключением тех случаев, когда речь идет об изменении целевого назначения земель с/х назначения, даже в том случае, если они являются объектами муниципальной собственности. Полномочиями по изменению целевого назначения обладают ОИВ субъектов РФ.

Перевод земель в состав земель населённых пунктов осуществляется посредством изменения или установления границ населённых пунктов. Это нужно понимать, поскольку существуют противоречия: в тех случаях, когда речь идёт о дачных, садовых некоммерческих объединениях граждан, то они располагаются на т.н. межселенных территориях.

С другой стороны в соответствии с решением КС РФ и соответствующему закону допускается регистрация по месту жительства на территории соответствующих объединений, т.е. допускается регистрация по месту жительства вне границ населённых пунктов.

Другой случай возможности постоянного проживания людей вне границ населённого пункта – это случай проживания на землях с/х назначения, например, предназначенных для ведения КФХ; служебные земельные наделы.

Порядок перевода земель и земельных участков из одной категории в другую устанавливается ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую». Причём этот закон устанавливает порядок и процедуры изменения целевого назначения как земель, так и земельных участков, определяет состав документов, направляемых в уполномоченные органы.

Закон устанавливает санкцию за нарушение указанного порядка посредством признания недействительным актов об отнесении земель и земельных участков к той или иной категории, и переводе их из одной категории в другую.

Например, если орган местного самоуправления осуществил перевод земель или земельных участков с/х назначения, то такой акт является недействительным. В качестве правового последствия может выступать в т.ч.

обязанность сноса строения, которое было построено после такого перевода и другие негативные последствий.

Источник: https://studopedia.su/2_67301_zemlya-kak-prirodniy-ob-ekt-i-prirodniy-resurs.html

Земля как недвижимое имущество. Земля и территория (отраслевая принадлежность этих понятий и их соотношение)

Земля как объект

Земля как объект природы, хозяйствования (пользования), собственности. Влияние этого триединства на правовое регулирование земельных отношений.

Земля как объект правового регулирования выполняет троякую роль:

1. в экологическом понимании – это природный объект, составная часть природной среды, взаимодействующая с другими объектами природы – лесами, недрами, водами, а в широком смысле охватывающая все природные ресурсы;

2. с экономической точки зрения – это объект хозяйственной и иной деятельности (является материальной базой всякого производства; она – источник (ресурс) для удовлетворения самых разнообразных потребностей человека);

3. в социальном отношении – это объект собственности (государственной, кооперативной, частной и личной).

Земля как природный объект

Земля – важнейший компонент природной среды, который функционирует по законам живого организма, способствует очищению атмосферы, хранит водные ресурсы, является питательной средой для всего живого. Земная поверхность имеет территориальные ограничения, она не может быть произвольно увеличена людьми в зависимости от их потребностей.

Равным образом она не подлежит замене никаким другим средством производства, не устаревает и не изнашивается, как это происходит в отношении орудий и средств производства. При рациональном использовании земли ее плодородие постоянно возрастает, что, в свою очередь, влияет на ценностные характеристики данного объекта.

Это, безусловно, свидетельствует о том, что земельные отношения являются отношениями особого рода и не могут, как предлагают некоторые ученые, устанавливаться и определяться нормами гражданского права, а должны регулироваться нормами земельного права с учетом норм гражданского права только в части, не урегулированной нормами земельного права.

Земля обладает уникальными, невосполнимыми человеком, только ей присущими свойствами, она для каждого человека составляет основу жизни, условие его существования, источник удовлетворения его естественных нужд и потребностей, а также место хозяйственной и иной деятельности, способной изменить экологическую обстановку как в регионе, так и в планетарном масштабе.

Земля выступает как основа жизни и общенациональное достояние, как компонент природы, биосферная категория.

Земля как объект собственности

Современная система прав на земельные участки основывается на едином первичном праве – праве собственности. В зависимости от субъектов права выделяют три основные формы собственности на земельные участки (ст. 9 Конституции РФ):  государственную; муниципальную; частную; (и иные формы собственности – по Конституции РФ).

При этом право собственности, и в особенности право частной собственности, носит ограниченный характер. Так, собственник обязан соблюдать:

· установленное целевое назначение земельного участка;

· ограничения, установленные для оборота земельных участков, и т.д.

В ст. 9 Конституции РФ провозглашено: “Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности”.

Перечень субъектов соответствующих форм собственности определяется в соответствии с подразделом 2 Гражданского кодекса РФ.

Поскольку круг субъектов права собственности регулируется гражданским законодательством, которое находится в исключительном ведении Российской Федерации, изменение круга субъектов права собственности на региональном или муниципальном уровне невозможно.

Земля как объект хозяйствования (пользования)

Является материальной базой всего производства.

– земля как средство производства в сельском и лесном хозяйстве

– земля как базис для застройки

Особенности правового регулирования земельных отношений:

1. земля для каждого человека составляет основу жизни, условие его существования, источник удовлетворения его естественных нужд и потребностей; она способна изменить экологическую обстановку как в регионе, так и в планетарном масштабе;

2. так как земля представляет собой место хозяйственной и иной деятельности – основным субъектом земельной собственности должны быть граждане РФ;

3. деятельность государственных органов, организаций и граждан относительно земли должна осуществляться с учетом интересов не только настоящего, но и будущих поколений;

4. распоряжение землей на данной территории реализуется, как правило, через органы местного самоуправления (их администрации);

5. установление режима хозяйственной эксплуатации земель, передача и изъятие земель в пользование, аренду, владение или продажа в собственность происходит путем специальных землеустроительных действий;

6. вместе с изменением режима земельных участков происходит перемещение собственников и других пользователей землей на участок с новым режимом (так, с предоставлением земельного участка фермеру, последний переселяется на него, обзаводится хозяйственными и иными постройками, осуществляет разработку и окультуривание земель);

7. в земельных отношениях особую значимость обретает институт соседства, который является неизбежным следствием неперемещаемости землепользования (этот институт порождает права и обязанности).

Земля как недвижимое имущество. Земля и территория (отраслевая принадлежность этих понятий и их соотношение).

Земля является важнейшей разновидностью недвижимого имущества. В основе деления вещей на движимые и недвижимые лежит право собственности на землю, поскольку недвижимые вещи определяются прежде всего через связь с землей. Правовой режим того или иного земельного участка определяется тем, для какой цели предназначен данный земельный участок.

Необходимо учитывать, что существует деление земель на изъятые из оборота, ограниченные в обороте и не изъятые из оборота. Отчуждение земельных участков, полностью изъятых из оборота, не допускается вообще.

А земли, ограниченные в обороте, могут приобретать лишь отдельные участники гражданских и земельных правоотношений при определенном целевом назначении земель.

Например, предметом сделки не могут являться земли, которые являются исключительной государственной собственностью.

Вместе с тем имущественные правоотношения по поводу земли имеют определенную специфику, которая заключается в том, что земельные участки должны использоваться строго по назначению, сам оборот земельных участков ограничен, действует презумпция государственной собственности на земельные участки, не принадлежащие гражданам, юридическим лицам либо муниципальным образованиям (п. 2 ст. 214 ГК РФ). Невыполнение установленных земельным законодательством правил пользования земельным участком может повлечь его изъятие у собственника. Это правило закреплено в ст. 285 ГК. В частности, основанием для изъятия земельного участка могут, например, служить факт грубого нарушения правил рационального использования земель или использования земель не по целевому назначению либо случаи, когда его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Земельный участок является особой разновидностью недвижимого имущества и его правовой режим отличается от правого режима других недвижимых вещей.

Так, земельный участок может быть объектом большего по сравнению с другими видами недвижимых вещей числа ограниченных вещных прав.

В частности речь идет о таких правах как право пожизненного наследуемого владения и право постоянного бессрочного пользования земельным участком.

Особенностью земельных участков является то, что их правовой режим регулируется не только нормами гражданского права, но и земельно-правовыми нормами, среди которых важнейшими являются Земельный кодекс РФ и Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, а также так называемыми природоресурсовыми кодексами (Лесным, Водным и т.д.)

Важнейшим признаком, которому должен отвечать земельный участок для того, чтобы он был признан недвижимостью и тем самым объектом права собственности или иных прав на землю, заключается в том, что земельный участок должен быть соответствующим образом индивидуализирован. Другими словами должны быть определены его размер, границы и местоположение.

Существует 2 вида недвижимого имущества. Разница между ними заключается в их происхождении: являются ли они результатом деятельности человека (здания, сооружения) или природного происхождения.

Также различие состоит в их правовом режиме (режиме использования). Земля – это недвижимое имущество особого рода => её правовой режим отличается от других. Для определения этого режима и существует отрасль земельного права.

Хотя правовой режим земли формируется и нормами других отраслей права.

Земля – это эколого-экономическая категория. Территория – это категория государственно-правовая, относится к конституционному праву. Отождествлять эти понятия не стоит.

Территория – это пределы, в которых распространяется гос. власть, в которой органы гос. власти осуществляют свои полномочия. Территория – это атрибут гос. суверенитета. В рамках территории осуществляются властные полномочия гос-ва. Земле присущ и политический фактор.

Необходимо отграничивать статус территории от территориальных (пространственных) аспектов распоряжения землей.

При этом в понятие “земля” следует включать поверхность, недра, воды, леса нашей планеты, способные быть предметом правоотношений собственности.

Таким образом, под землеустройством можно понимать совокупность мероприятий, регулирующих земельные отношения путем изменения сложившихся и создания новых пространственных форм организации земли, способствующих расширенному воспроизводству господствующего способа производства.

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1. земли сельскохозяйственного назначения;

2. земли населенных пунктов;

3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4. земли особо охраняемых территорий и объектов;

5. земли лесного фонда;

6. земли водного фонда;

7. земли запаса.

Территория – это часть поверхности с определёнными границами. Территорией прежде всего называется земельное пространство, на которое распространяется юрисдикция государства или административной единицы (территориального образования) в его составе.

Ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” устанавливает, что

1. территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями;

2. территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;

3. в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Таким образом, можно сделать вывод, что “территория” соотносится с “землями” как целое и часть.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s43076t11.html

Земля как объект природы, объект собственности и объект хозяйствования (пользования). Земля и территория

Земля как объект

Земля как объект правового регулирования выполняет троякую роль:

    1. в экологическом понимании – это природный объект, составная часть природной среды, взаимодействующая с другими объектами природы – лесами, недрами, водами, а в широком смысле охватывающая все природные ресурсы;
    2. с экономической точки зрения – это объект хозяйственной и иной деятельности (является материальной базой всякого производства; она – источник (ресурс) для удовлетворения самых разнообразных потребностей человека);
    3. в социальном отношении – это объект собственности (государственной, кооперативной, частной и личной).

Земля как природный объект

Земля – важнейший компонент природной среды, который функционирует по законам живого организма, способствует очищению атмосферы, хранит водные ресурсы, является питательной средой для всего живого.

Земная поверхность имеет территориальные ограничения, она не может быть произвольно увеличена людьми в зависимости от их потребностей. Равным образом она не подлежит замене никаким другим средством производства, не устаревает и не изнашивается, как это происходит в отношении орудий и средств производства.

При рациональном использовании земли ее плодородие постоянно возрастает, что, в свою очередь, влияет на ценностные характеристики данного объекта.

Это, безусловно, свидетельствует о том, что земельные отношения являются отношениями особого рода и не могут, как предлагают некоторые ученые, устанавливаться и определяться нормами гражданского права, а должны регулироваться нормами земельного права с учетом норм гражданского права только в части, не урегулированной нормами земельного права.

Земля обладает уникальными, невосполнимыми человеком, только ей присущими свойствами, она для каждого человека составляет основу жизни, условие его существования, источник удовлетворения его естественных нужд и потребностей, а также место хозяйственной и иной деятельности, способной изменить экологическую обстановку как в регионе, так и в планетарном масштабе.

Земля выступает как основа жизни и общенациональное достояние, как компонент природы, биосферная категория.

Земля как объект собственности

Современная система прав на земельные участки основывается на едином первичном праве – праве собственности.

В зависимости от субъектов права выделяют три основные формы собственности на земельные участки (ст. 9 Конституции РФ):

    1. государственную;
    2. муниципальную;
    3. частную;
    4. (и иные формы собственности – по Конституции РФ).

При этом право собственности, и в особенности право частной собственности, носит ограниченный характер. Так, собственник обязан соблюдать:

    • установленное целевое назначение земельного участка;
    • ограничения, установленные для оборота земельных участков, и т.д.

В ст. 9 Конституции РФ провозглашено: “Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности”.

Перечень субъектов соответствующих форм собственности определяется в соответствии с подразделом 2 Гражданского кодекса РФ.

Поскольку круг субъектов права собственности регулируется гражданским законодательством, которое находится в исключительном ведении Российской Федерации, изменение круга субъектов права собственности на региональном или муниципальном уровне невозможно.

Земля как объект хозяйствования (пользования)

Земля представляет собой весьма сложный хозяйственный объект, обладающий множеством различных свойств и в силу этого находящийся в сфере деятельности различных отраслей права:

    1. конституционного, нормами которого регулируются административно-государственное устройство, государственные границы и суверенитет народов;
    2. административного, определяющего систему и компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений, устанавливающего ответственность за различные виды земельных правонарушений, и т. п.;
    3. гражданского, регулирующих земельные отношения по принципам гражданского права. 

Государственный контроль за использованием земель должен проводиться в целях соблюдения собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами земельных участков требований закона.

Так как земля является единственным местом обитания всего живого, государство в публичных интересах должно осуществлять наблюдение за состоянием земель посредством мониторинга, который должен осуществляться в целях:

    1. своевременного выявления и прогнозирования развития негативных последствий, влияющих на качество и состояние земель, разработки и реализации мер по предотвращению этих процессов;
    2. оценки эффективности этих землеохранительных мероприятий;
    3. информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны земель, которое должно включать:

Государственный мониторинг земель является составной частью системы государственного мониторинга окружающей природной среды.

Особенности правового регулирования земельных отношений:

    1. земля для каждого человека составляет основу жизни, условие его существования, источник удовлетворения его естественных нужд и потребностей; она способна изменить экологическую обстановку как в регионе, так и в планетарном масштабе;
    2. так как земля представляет собой место хозяйственной и иной деятельности – основным субъектом земельной собственности должны быть граждане РФ;
    3. деятельность государственных органов, организаций и граждан относительно земли должна осуществляться с учетом интересов не только настоящего, но и будущих поколений;
    4. распоряжение землей на данной территории реализуется, как правило, через органы местного самоуправления (их администрации);
    5. установление режима хозяйственной эксплуатации земель, передача и изъятие земель в пользование, аренду, владение или продажа в собственность происходит путем специальных землеустроительных действий;
    6. вместе с изменением режима земельных участков происходит перемещение собственников и других пользователей землей на участок с новым режимом (так, с предоставлением земельного участка фермеру, последний переселяется на него, обзаводится хозяйственными и иными постройками, осуществляет разработку и окультуривание земель);
    7. в земельных отношениях особую значимость обретает институт соседства, который является неизбежным следствием неперемещаемости землепользования (этот институт порождает права и обязанности).

Кроме того, земля обладает устойчивой природной неоднородностью, что порождает:

    • дифференциацию правового режима в зависимости от категорий, угодий, зон и других особенностей земель;
    • экономико-правовой режим выравнивания условий хозяйствования на земле (например, могут освобождаться от платы за земельные участки лица, осуществляющие их сельскохозяйственное освоение, на весь период, предусмотренный проектом производства работ; могут не взиматься с предприятий и граждан земельный налог и арендная плата за землю, находящуюся в периоде ее сельскохозяйственного освоения).

Земля и территория

Необходимо отграничивать статус территории от территориальных (пространственных) аспектов распоряжения землей.

При этом в понятие “земля” следует включать поверхность, недра, воды, леса нашей планеты, способные быть предметом правоотношений собственности.

Таким образом, под землеустройством можно понимать совокупность мероприятий, регулирующих земельные отношения путем изменения сложившихся и создания новых пространственных форм организации земли, способствующих расширенному воспроизводству господствующего способа производства.

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

Земли, указанные выше, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности

    • к той или иной категории и
    • разрешенного использования

в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Территория – это часть поверхности с определёнными границами. Территорией прежде всего называется земельное пространство, на которое распространяется юрисдикция государства или административной единицы (территориального образования) в его составе.

Ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” устанавливает, что
    1. территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями;
    2. территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
    3. в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Таким образом, можно сделать вывод, что “территория” соотносится с “землями” как целое и часть.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 “О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан”

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 “О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)”

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 “О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов”

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/zemlya-kak-obekt-prirodi-obekt-sobstvennosti-i-obekt-chozyaystvovaniya-polzovaniya--zemlya-i-territoriya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.