Значение кадастрового учета

Правовое значение государственного кадастра недвижимости

Значение кадастрового учета

Назначение земельного кадастра заключается в обеспечении правильной организации рационального использования и охраны земельных ресурсов.

Порядок осуществления функции ведения государственного земельного кадастра регулируется Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре”.

Большая часть норм, регулирующих деятельность по ведению государственного земельного кадастра и использованию его сведений, содержится в земельном законодательстве.

В соответствии с Федеральным законом “О государственном земельном кадастре” правовое регулирование деятельности по ведению государственного земельного кадастра и использования его сведений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с настоящим Федеральным законом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Значение государственного земельного кадастра заключается в том, что его сведения являются государственным информационным ресурсом.

Земельный кадастр является источником информационного обмена сведениями при осуществлении государственной регистрации недвижимости, специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации или учету в соответствии с законодательством РФ.

Сведения земельного кадастра носят открытый характер, за исключением тех, которые отнесены к категории ограниченного доступа.

35. Понятие, виды и содержание землеустройства.

Землеустройство является одной из функций государственного управления земельным фондом. Согласно ст.

1 Закона о землеустройстве под землеустройством понимаются мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное .землеустройство). Согласно ст. 19 Закона о землеустройстве к видам землеустроительной документации относятся:

– генеральная схема землеустройства территории РФ, схемы землеустройства территорий РФ и ее субъектов, муниципальных образований, схемы использования и охраны земель;

– карты (планы) объектов землеустройства;

– проекты внутрихозяйственного землеустройства;

– проекты улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных земель, защиты земель от негативных воздействий;

– материалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель;

– тематические карты и атласы состояния и использования земель.

Известны два вида землеустройства:

– межхозяйственное землеустройство;

– внутрихозяйственное землеустройство.

Межхозяйственное землеустройство – это регулирование земельных отношений путем распределения и перераспределения земельного фонда Украины между отраслями народного хозяйства и внутри отраслей посредством новых упорядочений и изменений существующих землевладений и землепользований.

Объектом межхозяйственного землеустройства являются землевладения и землепользования сельскохозяйственных и несельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, включая земли государственного земельного запаса.

Отличительной чертой этого вида землеустройства является охват не только разных отраслей народного хозяйства, но и одновременно целых административных районов, экономических зон и землепользований группы смежных хозяйств, связанные обязанностью решаемых задач.

Внутрихозяйственное землеустройство – это сложное регулирование внутренней организации территории сельскохозяйственных земель каждого отдельного хозяйства любой формы собственности (учебно-опытных хозяйств, домов отдыха, санаториев и т. п.) в вопросах экономически обоснованных севооборотов и других угодий, борьбы с эрозией почв и т. д.

Цель внутрихозяйственного землеустройства – организация более производительного, рационального и эффективного использования земли и других средств производства, а также совершенствование структуры всех отраслей данного хозяйства и дальнейшего его развития.

Таким образом, объектом данного вида землеустройства являются сельскохозяйственные земли отдельных землепользований, включая и несельскохозяйственные учреждения и организации, занимающиеся сельским хозяйством.

Несмотря на отмеченные различия, оба вида землеустройства тесно связаны между собой. В ряде случаев они могут приводится одновременно, но при этом вопросы межхозяйственного землеустройства подлежат первоочередному решению.

Межхозяйственное землеустройство имеет две формы:

1) при простейших обменах землями, выделении небольших участков для несельскохозяйственных нужд, укрупнении или разукрупнении отдельных хозяйств и т. п., объектами землеустроительных работ являются небольшие группы хозяйств;

2) при переустройстве землепользований в зонах государственных мелиоративных систем, крупных водохранилищ и т. п., объектами работ являются большие группы хозяйств, охватывающие административные районы и экономические зоны.

При Внутрихозяйственном землеустройстве по числу участников тоже существует две формы:

1) выборочная, когда землеустроительные работы проводятся в отдельных хозяйствах (землепользованиях);

2) групповая, когда внутренняя организация территории проводится в ряде смежных хозяйств.

В зависимости от полноты и детальности переработки землеустроительных проектов и целей организации территории выделяются пять форм внутрихозяйственного землеустройства:

1) простейшее (упрощенное, предварительное) землеустройство, например, при освоении новых земель;

2) частичное землеустройство, состоящее в дополнительном изменении проектов;

3) полное землеустройство, включающее все необходимые проектные работы;

4) экспериментальное (опытное) землеустройство, цель которого – разработка методики внутренней организации землепользований в новых условиях с последующим широким его применением.

Источник: https://cyberpedia.su/12x916f.html

Вопрос 5. Юридическое значение кадастрового учёта и ведения кадастров, реестров природных ресурсов и объектов

Значение кадастрового учета

Кадастровый учёт– это внесение в соответствующие информационные системы сведений по видам природных ресурсов, которые подтверждают существование этих объектов с характеристиками, позволяющими их индивидуализировать, или подтверждают прекращение существование этих объектов.

Он основан на принципах:

1). единства технологии ведения (т.е. согласованность и единство методов и технологий ведения кадастрового учёта различных природных ресурсов соответствующими органами государственной власти; формирования системы кадастровой информации и документации как с точки зрения охвата всех объектов недвижимости, так и с точки зрения охвата всей территории);

2). общедоступности и непрерывности актуализации кадастровых сведений (т.е. кадастровые сведения должны быть максимально доступны для всех заинтересованных юридических и физических лиц (за исключением сведений, составляющих государственную тайну). Для обеспечения непрерывности ведения кадастра необходимо систематическое или периодическое, сплошное или выборочное обновление информации);

3). сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах (обеспечивается сбором информации по единой методике, единой степени полноты и детализации).

Кадастровый учёт осуществляется в целях:

1. обеспечения признания государством факта существования или прекращения существования объекта учета;

2. государственного учета, контроля за использованием и охраной природных ресурсов;

3. планирования  использования природных ресурсов;

4. оценки природных ресурсов и установления обоснованной платы за их использование;

5. обеспечения государственной регистрации прав и сделок с природными ресурсами;

6. информационного обеспечения гражданского оборота.

Юридическое значение кадастрового учёта и ведения кадастров, реестров природных ресурсов и объектов состоит в том, что природные ресурсы при постановке на кадастровый учёт именно в юридическом смысле возникают как природные объекты. С даты осуществления кадастрового учёта объект считается возникшим или прекратившим своё существование.

В процессе кадастрового учёта и внесения информации в кадастры, реестры объекты получают характеристики, которые позволяют индивидуализировать их в качестве индивидуально-определенной вещи, а также указываются сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах.

Данные кадастров, реестров представляют собой юридически значимую информацию, носящую первичный характер. То есть объект в юридическом смысле будет именно таким, как он описан в соответствующем кадастре, реестре. В законодательном порядке определяется перечень характеристик, которые необходимо внести при осуществлении кадастрового учёта.

Первичный характер означает, что во всех остальных документах характеристики объекта указываются именно так, как они внесены в кадастры, реестры. Соответственно определяются и документы, на основе которых информация о характеристиках объекта вносится в кадастры, реестры, подлежит изменению.

Данные документы дают основание для проведения кадастрового учёта, содержат информацию, подлежащую включению в кадастр, реестр.

После осуществления кадастрового учёта природных ресурсов на них можно регистрировать права различных субъектов. А это в свою очередь даёт возможность владеть, пользоваться и распоряжения природным ресурсом.

Правообладатель может извлекать полезные свойства объекта на законном основании, получать плоды, продукцию и доходы.

Также он может совершать сделки с природным объектом, связанные и не связанные с переходом права собственности.

Вопрос 6. Понятие, виды и индивидуализация природных ресурсов и объектов, подлежащих кадастровому учёту.

Природные ресурсы – это  компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;

К компонентам природной среды относятся земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Кадастровому учёту подлежат следующие объекты:

Земельные участки.

Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. Законодательно также выделяются садовые, огородные, дачные земельные участки. Если участок не может быть разделён из-за площади, то он является неделимым. При кадастровом учёте вносятся сведения: кадастровый номер, описание местоположения границ, площадь, сведения о части земельного участка, кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости, номер кадастрового квартала.

Водные объекты.

Водный объект – природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. При кадастровом учёте вносятся сведения о водном объекте: площадь (водосбора, водного зеркала и пр.

), длина, глубина; расход и объем воды, скорость течения; уровень воды; температура воды; длительность неблагоприятных по водности и условиям водообмена периодов (межень, ледостав, отсутствие стока и т.п.); показатели условий водообмена; фильтрационные свойства почв и горных пород.

Граница водного объекта определяется по береговой линии.

Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные и подземные водные объекты.

Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 394;

Источник: https://studopedia.net/1_60890_vopros--yuridicheskoe-znachenie-kadastrovogo-ucheta-i-vedeniya-kadastrov-reestrov-prirodnih-resursov-i-ob-ektov.html

Государственный кадастровый учет земельных участков

Значение кадастрового учета
Энциклопедия МИП » Земельное право » Землеустройство » Государственный кадастровый учет земельных участков

Процедура постановки на кадастровый учет земельных участков осуществляется управлением Росреестра.

В Земельном кодексе РФ нет четко прописанных установок по вопросам государственного кадастрового учета земли. Так, статья 70 ЗК РФ предписывает обращаться за разъяснениями к Федеральному закону РФ № 221. В нем наиболее полно законодатели прописали понятие, процедуру проведения и все остальные аспекты, связанные с кадастровым учетом.

Понятие кадастрового учета участков земли

Кадастровый учет земельных участков представляет собой совокупность действий уполномоченного лица, целью которых является внесение в государственный кадастр недвижимости (ГКН) всех полученных сведений об участке, в том числе кадастровый номер, площадь, фактический адрес местонахождения.

Условно можно подразделить все сведения на основные и дополнительные. К первым относятся:

  • принадлежность объекта (его вид);
  • кадастровый номер;
  • дата постановки на учет;
  • площадь;
  • описание, где расположены границы участка.

Все эти данные являются условным паспортом участка. Из дополнительных сведений при кадастровом учете указываются:

  • кадастровая стоимость участка;
  • дата проведения оценки;
  • категория земли (ее принадлежность);
  • фактический адрес местонахождения;
  • сведения о собственниках участка.

Как осуществляется процедура кадастрового учета участков

Процедура постановки на кадастровый учет земельных участков осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (управление Росреестра). Именно представители данной организации занимаются обработкой документов и выдачей соответствующих выписок.

Кадастровый учет участков земли осуществляется в следующем порядке:

  • Заявитель обращается для постановки участка земли на кадастровый учет, предоставляет все требуемые для этого документы. В случаях если заявитель предоставил не все документы, сотрудники Росреестра вправе запрашивать их самостоятельно, путем электронного межведомственного взаимодействия.
  • Росреестр обрабатывает заявку, составляет соответствующий заявке ответ.
  • Организация, в которую обращался заявитель, выдает ответ в установленный законом срок.

Согласно последним изменениям в Федеральном законе РФ № 221, сроки устанавливаются следующие:

  • На учет адреса заявителя (он же правообладатель земельного участка), учет изменений дается ровно три рабочих дня. При этом если заявитель обращается через МФЦ (многофункциональный центр или по новому бренду «Мои документы»), то срок начинает исчисляться с того момента, как все документы были переданы в Росреестр. Настоящим законодательством установлено, что передача документов не может занимать более одного рабочего дня.
  • На постановку на учет, внесение изменений, снятие с учета и учет части земельного участка дается ровно десять рабочих дней.
  • На внесение изменений и кадастровый учет, основанием для которых послужили документы, которые поступили в ведомство в порядке взаимодействия, а не по заявлению правообладателя, дается ровно тридцать рабочих дней.

Подать документы можно несколькими способами:

  • почтовым отправлением (заказным письмом, которое получает организация под роспись ответственного лица);
  • в многофункциональный центр (МФЦ);
  • непосредственно в Росреестре (кадастровая палата);
  • через портал Росреестра на официальном сайте;
  • через портал государственных услуг (gosuslugi.ru).

При обращении через Интернет требуется приложить сканированные образы документов, а также обязательно оплатить государственную пошлину. Сделать это можно прямо с сайта.

Если же реквизиты ранее выдавались в кадастровой палате, то обращаться следует именно туда. Точно такая же ситуация с многофункциональным центром.

Связано это с тем, что реквизиты для оплаты у учреждений отличаются: некоторый процент от уплаты государственной пошлины поступает в муниципальный бюджет района, в котором находится МФЦ. С кадастровой палатой такой коллизии нет, но придерживаться правил приходится, иначе организации будут перенаправлять с заявлением друг к другу.

Еще одной особенностью подачи заявления в электронном виде является обязательно удостоверение этого заявления электронной подписью. Если же в роли заявителя выступает его представитель, то именно он и будет удостоверять заявление. При этом обязательно требуется приложить и документы, подтверждающие действия представителя.

Документы, которые необходимы для постановки участков на кадастровый учет

Помимо заявления требуется предоставить следующие документы:

  • План межевания. Требуется в том случае, если происходит постановка на кадастровый учет, изменение каких-либо данных в характеристике участка, учет части этого участка.
  • Документ, подтверждающий разрешение земельного спора, если таковой имел место быть. В том случае, если согласование границ участка были поставлены под сомнение. В остальных случаях копия документа не требуется.
  • Документ, подтверждающий право на собственность заявителя на участок.
  • Документ, удостоверяющий личность или заявителя, или его представителя. В последнем случае требуется еще и документ, который подтверждает полномочия этого представителя.
  • Схема, на которой указано размещение участка, если он предоставляется заявителю на правах безвозмездного пользования муниципалитетом или государством.

Большую часть документов, которая представителям кадастровой палаты требуется для вынесения решения, запрашивается ими самостоятельно путем взаимодействия с другими ведомствами.

Подаются документы только в том регионе и области, в которой находится участок, подлежащий кадастровому учету.

Если же он находится на территории сразу двух таких областей, то подать заявление и документы можно в любой из них.

Учет отдельных видов объектов кадастра

Особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости четко прописаны в статье 25 Федерального закона РФ № 221. В частности, к таким особенностям относятся:

  • У внесенных данных есть определенный «срок годности». Так, законодательством предусмотрен срок в 5 лет для объекта недвижимости (а точнее его части, а не полностью всего недвижимого имущества) на земельном участке. В течение этого срока правопользователь обязан подать заявление на государственную регистрацию, в противном случае данные будут уничтожены. В течение одного года заявитель должен быть проинформирован об аннулировании сведений под роспись об ознакомлении.
  • С кадастрового учета снимается тот участок, который относится к категории объекта недвижимости, подлежащего преобразованию. В этом случае на него начинает распространяться статья 24 Федерального закона РФ №221.
  • С кадастрового учета снимается участок, если на нем находятся здания или хозяйственные сооружения, которые также подлежат снятию с учета в связи с их разрушением.
  • Учету подлежат участки, части которых используются на особых условиях на основании соответствующих документов.
  • При постановке на кадастровый учет многоквартирного дома учету подлежат все находящиеся в нем помещения, в том числе общие.

Искусственно созданный участок

Искусственно созданным земельным участком считается земельный участок, созданный на водном объекте при помощи намыва грунта или его отсыпки, а также другими способами. После того как такой объект сдается в эксплуатацию, он приобретает статус земельного участка.

Особенности кадастрового учета искусственного земельного участка включают в себя несколько пунктов.

Во-первых, внесенные данные не носят временный характер, как прописано в статье 25 Федерального закона РФ № 221. Во-вторых, требовать другие документы, кроме обязательного списка документов, сотрудники кадастровой палаты не вправе.

В-третьих, кадастровая палата должна предоставить выписку об учете в орган, который выдал разрешение на образование искусственного участка земли. И дается на это ровно 5 рабочих дней.

Из обязательных документов для постановки на учет искусственного участка требуются:

  • план межевания;
  • план-схема размещения территорий в пределах границ искусственного земельного участка;
  • разрешение на ввод в эксплуатацию;
  • разрешение на создание участка;
  • документы, подтверждающие право на обращение представителя, если он представляет интересы заявителя.

Случаи приостановления кадастрового учета участков земли

Существуют определенные ситуации, когда кадастровый учет приостанавливается. Основаниями для этого служат:

  • разногласия в документах, которые предоставляет заявитель, и теми, которые имеются у кадастрового органа;
  • граница одного участка, который подлежит учету, пересекает границу другого участка, который уже состоит на учете;
  • предоставлены не все документы для постановки участка на кадастровый учет.

Наиболее полно основания для приостановления кадастрового учета прописаны в статье 26 Федерального закона РФ №221. После принятия решения о приостановлении у сотрудников кадастровой палаты есть ровно один рабочий день, чтобы уведомить собственника об этом.

Отказ в осуществлении кадастрового учета участка и его правомерность

Отказ в постановке участка на кадастровый учет возможен только при следующих условиях:

  • имущество не входит в перечень кадастрового учета.
  • ставящийся на учет объект образован из другого участка, сведения о котором внесены лишь временно.
  • заявитель не имеет права обращаться с заявлением о кадастровом учете (не является правособственником или его представителем).
  • истекли сроки действия некоторых документов.
  • органы государственной или муниципальной власти не подтвердили существования достаточных и вообще каких-либо оснований для кадастрового учета конкретного участка.

Решение об отказе может быть обжаловано заявителем в судебные органы. При этом шансы на успешное разрешение дела возможны только в том случае, если права заявителя действительно были нарушены.

между двумя смежными участками давно стоит старый забор. в 2015 хозяин 1-го участка уточнил границы своего участка, сделав межевой план, который согласовал с хозяином 2-го участка в части границы между участками по существующему забору и зарегистрировал его в госреестре.

В 2018 году хозяин 2-го участка решил уточнить границы своего участка, заказал межевой план у другого кадастрового инженера. Подав документы на регистрацию, дело о регистрации остановили. т.к. по результатам межевых планов обеих участков забор между участками стоит на расстоянии 0,75м между участками, хотя забор никто никуда не двигал.

Оба кадастровых инженера считают свою съемку верной. Подскажите куда обратиться хозяину второго участка для решения спора.

любовь01.11.2018 17:49

Добрый день! Обратитесь к нам. Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов. Юридическая группа МИП составит для Вас все документы, жалобы и заявления по промокоду МИП 9. Консультации бесплатны.

Услуги по составлению документов платные. Представление интересов в суде тоже платное. По стоимости услуг обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru  http://advokat-malov.ru/kontakty.

html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Дубровина Светлана Борисовна01.11.2018 17:55

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна02.11.2018 09:00

Задать дополнительный вопрос

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/gosudarstvennyj-kadastrovyj-uchet-zemelnyh-uchastkov.html

Понятие и значение государственного кадастрового учета земельных участков в системе регулирования земельных отношений

Значение кадастрового учета

1. Понятие и значение государственного кадастрового учета земельных участков в системе регулирования земельных отношений……….…………..………3

2. Принципы и порядок осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в Российской Федерации………………….……………………9

Список использованной литературы…………………………..……………….15

Понятие и значение государственного кадастрового учета земельных участков в системе регулирования земельных отношений

По общему определению «кадастр» – есть систематизированный, официально составленный на основе периодических или непрерывных наблюдений свод основных сведений об экономических ресурсах страны.

Термин «кадастр» (от франц. cadastre – лист, реестр) распространен во всем мире, за исключением Скандинавских стран, где вместо него используют слово «реестр». Происхождение термина «кадастр» ученые-этимологи объясняют с разных позиций.

Так, например, французский этимолог Блондхейм считал, что термин «кадастр» восходит к греческому слову «катастикон» или «катастрихон», что буквально означает тетрадь для записей, записная книжка. Другой ученый, Добнер (1892 г.

) связывал этот термин со средневековым латинским словом «капитаструм» или «каптаструм», что является слиянием двух слов «капитум» и «региструм» и означает буквально следующее: реестр единиц оценки территорий, то есть реестр налоговых территориальных единиц, на которые были поделены подвластные Риму провинции.

До середины прошлого века понятие «кадастр» употреблялось по преимуществу в связи с налогообложением недвижимости и означало, прежде всего, систему информации о налогооблагаемой недвижимости.

Развитие капиталистических отношений, вызвавшее интенсивный процессы оборота недвижимости, инвестиций в недвижимость, получения кредитов под залог недвижимости, вывели на первый план проблему укрепления прав, из которой следовала надежность сделок, снижение рисков инвестиций.

В современном понимании – определение кадастра исключительно как инструмента расчет земельного налога недопустимо. В этой связи, не согласимся с исследователями (Шейнин Л.Б.) сводящими определение земельного кадастра исключительно к целям налогообложения.

Кадастр – это методологически упорядоченный государственный учет данных по земельной собственности в пределах определенного государства или района, базирующийся на результатах съемки границ участков собственности. Каждой собственности присваивается определенный номер – идентификатор. Границы и номер собственности обычно отображаются на крупномасштабных картах.

С кадастром тесно связан термин «кадастровая съемка», которая означает съемку границ участков недвижимой собственности. Понятие кадастра включает также систему данных, необходимых для налогообложения земельных участков, собственности и регистрации юридических прав.

В зависимости от типа и классификации кадастр приобретает различные значения, соответствуя целям, для которых он создается.

По назначению кадастр можно разделить на три большие категории:

1) налоговый, или фискальный — для характеристики недвижимого имущества с целью определения порядка и размеров налогообложения;

2) правовой, или юридический — для защиты прав владения собственности;

3) многоцелевой — для решения спектра правовых, экономических, экологических, градостроительных задач, а также решения проблем управления и планирования развитием территории. Многоцелевой кадастр содержит сведения об объектах разного типа: природных ресурсах, инфраструктуре, социально-экономических явлениях.

Понятие земельного кадастра неразрывно связано с понятиями учета, оценки состояния и использования земельных ресурсов и в своей основе предполагает выделение и описание земельных участков, их территориальных границ с последующим картографированием и представлением количественных и качественных характеристик. Государственный земельный кадастр ведется в целях защиты прав собственников земли и создания объективной основы для налогообложения, обеспечения рационального использования и охраны земель, планирования использования земельных ресурсов.

Легальное определение государственного земельного кадастра дано законодателем в ст.

1 Закона о земельном кадастре, – это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее – сведения государственного земельного кадастра).

Заметим также, что понятие государственного земельного кадастра в Законе о земельном кадастре и аналогичное понятие в ЗК РФ (п.1 ст.70) – не совпадают.

В п.1 ст.

70 ЗК РФ государственный земельный кадастр определен как – систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.

Исследователи, сходятся во мнении, что данное несоответствие должно быть устранено законодательным путем внесения изменений в Закон о земельном кадастре.

На наш взгляд, данное несоответствие носит, скорее, технический характер, однако, учитывая, что Земельный кодекс РФ принят после Закона о земельном кадастре, определение, данное законодателем в ЗК РФ, представляется более актуальным, разработанным с учетом принципов земельного права.

Необходимо отличать понятие государственного земельного кадастра и государственный кадастровый учет земельных участков.

Последнее – является деятельностью, и представляет собой описание и индивидуализацию в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки (абз.3 п.1 ст.1 Закона).

В целом, нельзя не отметить, что современное понятие земельного кадастра – как в России, так и во многих странах мира, постепенно сближается с понятием «земельной информационной системы», поддерживаемой государством и предназначенной для учета физических, экономических, правовых и специальных документированных сведений о единых объектах недвижимости, а также фискальных (налогообложения), правовых (защиты прав собственности) и управленческих целей. Эта тенденция нашла свое отражение в изданных ООН в 1996 г. «Руководящих принципах управления земельными ресурсами»[4], в которых отмечено, что «право собственности на землю, ее стоимость и использование, хотя теоретически являются независимыми, на практике тесно взаимосвязаны».

Создание и ведение фундаментального земельного кадастра служит многим целям, основные из которых названы в ст.4 Закона:

Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:

– государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

– государственного контроля за использованием и охраной земель;

– мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;

– государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

– землеустройства;

– экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;

– установления обоснованной платы за землю;

– иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Все эти функции государственного и муниципального управления имеют своей целью обеспечить средствами права рациональное использование и охрану земельных ресурсов страны, что, в свою очередь, является главной целью государственного земельного кадастра.

Формула «иной деятельности», заключающаяся в последней части статьи 4 Закона подразумевает, что перечень, указанных непосредственно в законе действий – не исчерпывающий. К «иной деятельности» относят такие не менее важные функции государственного и муниципального управления, как планирование использования и охраны земель, зонирование и резервирование земель, мониторинг земель.

Земельный кадастр служит инструментом реализации всех указанных государственных функций в области рационального землепользования, поскольку предоставляет достоверные и необходимые сведения органам управления и их должностным лицам.

Итак, земельный кадастр служит прежде всего публичным интересам государства о рациональном использовании и охране земельных ресурсов страны.

Но как совершенно справедливо отмечают исследователи, нельзя забыть о служении земельного кадастра также частным интересам и целям собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земли.

Так, всякое юридическое и физическое лицо, совершая сделку, предметом которой является земельный участок и находящееся на нем недвижимое имущество, не может ее совершить грамотно и с выгодой для себя, не получив от органов, ведущих земельный кадастр, достоверные сведения о кадастровой оценке данного земельного участка, законных правах его владельца, сервитутах и других обременениях и особенностях правового положения избранного предмета сделки. При возникновении земельных споров документы земельного кадастра (ст. 13 Закона) служат судам объективным «советчиком» и помощником для вынесения правильного решения по конкретному земельному спору[5].

Таким образом, можно подытожить, что государственный земельный кадастр ведется в целях обеспечения реализации государственной политики эффективного и рационального использования и управления земельными ресурсами и иной недвижимостью в интересах укрепления национальной экономики, повышения благосостояния граждан, обеспечения государственных гарантий прав собственности и иных вещных прав на недвижимое имущество, формирования полного и достоверного источника информации об объектах недвижимости, а также на совершенствование государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам, органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Отметим также, что важным назначением земельного кадастра является его фискальная функция. Фискальное направление земельного кадастра действующим законодательством востребовано недавно.

По оценкам экспертов, ссущественный вклад в увеличение доходной части бюджетов всех уровней будет достигнут в скором времени за счет более полного государственного кадастрового учета недвижимости и государственной кадастровой оценки, в том числе от дополнительно выявленных объектов налогообложения.

В результате реализации мероприятий подпрограммы к 2011 году будет сформирована налоговая база, которая обеспечит ежегодный сбор земельного и имущественных налогов на уровне 250 млрд. рублей.

Источник: https://sdamzavas.net/1-22819.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.